Космогонические мифы отличаются большим разнообразием. Однако они укладываются в следующую классификацию: !) творение ex nihilo [из ничего – лат.] (Верховное существо творит мир мыслью, словом, греясь в бане и т.д.); 2) мотив ныряльщика (Бог посылает водоплавающих птиц или земноводных либо ныряет сам на дно Первоокеана, чтобы достать комочек земли, из которого вырастает весь мир); 3) творение посредством разделения изначального единства на две части (различаются три варианта: а) разделение Неба и Земли, т.е. Мировых родителей; б) разделение первоначальной аморфной массы, “Хаоса”; в) разрезание на две части космогонического Яйца); 4) творение путем расчленения изначального Существа, являющегося либо добровольной антропоморфной жертвой (Имир скандинавской мифологии, ведийский Пуруша, китайский Паньгу), либо водным чудовищем, побежденным после страшной битвы (вавилонская Тиамат).

[индеец виннебаго из Висконсина]: “На чем лежал наш отец, когда к нему пришло сознание, мы не знаем. Он пошевельнул правой рукой, а затем левой рукой, правой ногой, а затем левой ногой. Он задумался о том, что ему следует делать, и наконец заплакал, и слезы потекли у него из глаз, падая вниз. Немного спустя он посмотрел вниз и увидел что-то яркое. Это были его слезы, которые капали вниз и образовали нынешние воды… Творец земли задумался снова. Он думал: “Вот, если я пожелаю что-нибудь, то это будет по моему желанию, точь-в-точь как мои слезы стали морем”. Так он думал. Тогда он пожелал света, и появился свет. Потом он подумал: “Все, как я и предполагал; вещи, которых я пожелал, возникли, как я хотел”. Тогда он снова задумался и пожелал землю, и возникла эта земля. Творец земли посмотрел на землю, и она ему понравилась, но она была неспокойной… (После того как земля успокоилась), он снова задумался о том, почему вещи возникают точь-в-точь, как он хотел. Затем он заговорил. Он сказал: “Раз вещи точь-в-точь таковы, как я желал, сотворю я существо, подобное мне”. Так он взял комок земли и сделал его подобным себе. Тогда он заговорил с тем, что было им создано, но оно не отвечало. Он взглянул на него и увидел, что оно не имеет разума и мысли. Так он сделал для него разум. Опять он заговорил с ним, но оно не отвечало. Он снова взглянул на него и увидел, что у него нет языка. Тогда он сделал для него язык. Тогда он снова заговорил с ним, но оно не отвечало. Он снова взглянул на него и увидел, что у него нет души. Он сделал для него душу. Он заговорил с ним, и оно что-то пролепетало. Но понять его было нельзя. Тогда Творец земли дунул ему в рот и заговорил с ним, и оно отвечало”.

интересно – сколько в этом местного, а сколько наслоилось от христианства?.. Если это родное, то очень поразительное сходство…

[индеец омаха]: “Сначала все вещи были в уме у Ваконда. Все создания, в том числе и человек, были духами. Они передвигались в пространстве между землей и звездами (небом). Они искали место, где они могли бы начать телесное существование. Они поднялись к солнцу, но солнце было непригодно для их жилища. Они приблизились к луне и нашли, что она тоже нехороша для их дома. Тогда они спустились к земле. Они увидели, что она покрыта водой. Они облетели по воздуху север, восток, юг и запад и нигде не нашли суши. Они были страшно опечалены. Вдруг посреди вод выросла большая скала. Она взорвалась огнем, и вода взлетела на воздух, превратившись в облако. Появилась суша; на ней росли трава и деревья. Множество духов спустились и сделались плотью и кровью. Они питались семенами травы и плодами деревьев, и земля дрожала от их радостных криков, от их благодарности Ваконда, творцу всех вещей”.

“Ио [верховное существо маори – Новая Зеландия] пребывал в дышащем просторе безмерности. Мир лежал во тьме, всюду была вода. Не было ни проблеска зари, ни ясности, ни света. И он начал, произнеся такие слова, – чтобы прекратить свое бездействие: “Тьма, стань тьмой, обладающей светом”. И тотчас явился свет. (Он) повторил те же самые слова таким вот образом, чтобы прекратить свое бездействие: “Свет, стань светом, обладающим тьмой”. И снова опустилась густая тьма. В третий раз произнес он слова: “Пусть будет одна тьма наверху, пусть будет одна тьма внизу… Пусть будет один свет наверху, пусть будет один свет внизу… владычество света, яркий свет”. И возобладал великий свет. Затем (Ио) посмотрел на окружавшие его воды, и в четвертый раз произнес такие слова: “Воды Таи-кама, будьте разделены. Пусть образуется небо”. И нависли небеса. “Произведи из себя Тупуа-хоро-нуку”. И тут же простерлась подвижная земля”.

[Полинезия]: Та’ароа (Тангарароа) – это Верховное существо, несотворенный Творец мироздания. Он возник из скорлупы, ставшей впоследствии миром. Та’ароа был предком всех богов; он создал все. С незапамятных времен существует великий Та’ароа, Тахи-туму (Начало). Та’ароа развился в одиночестве, не имел ни отца, ни матери… Та’ароа извечно сидел во тьме в своей скорлупе. Скорлупа была подобна яйцу, вращающемуся в бесконечном пространстве, где не было неба, земли, моря, луны, солнца, звезд. Все лежало во тьме, беспросветной, густой тьме… Далее предание рассказывает о том, как Та’ароа пробил скорлупу, которая стал небом, как он плыл в пустом пространстве и удалился в новую скорлупу, которая, после того как он снова вышел наружу… стала для него… великим основанием мира, землей и скалой, поддерживающей мир.

[индейское племя майду – Калифорния]: Вначале не было ни солнца, ни луны, ни звезд. Все лежало во тьме, и повсюду была одна вода. По воде приплыл плот. Он приплыл с севера, и на нем было двое – Черепаха и Отец-Тайного-общества. Течение было очень быстрым. Потом с неба спустилась веревка из перьев… и по ней сошел вниз Посвященный-Земли. Когда он достиг конца веревки, он привязал ее к носу плота и ступил на плот. Лицо его было закрыто, так что его нельзя было увидеть, но тело сияло, точно солнце.

Похоже на события после Потопа + обратить внимание на сияние тела !!!

[далее Посвященный-Земли с помощью черепахи вычерпывает из-под воды кусочек земли и делает из нее сушу] тогда Посвященный-Земли сказал: “посмотри туда, на восток! Я велю моей сестре взойти”. Тут стало светлей, занялся день; тогда Отец-Тайного-общества начал громко кричать, и взошло солнце… Посвященный-Земли… назвал все звезды по имени, и они вышли на небо… Затем он посадил дерево… Дерево было очень большим, и на нем росли двенадцать разновидностей желудей.

опять число 12 !!!

[бошонго – центральное бантуязычное племя группы лунда – Африка] Вначале, во тьме, не было ничего, кроме воды. И Бумба был один. Однажды Бумбо почувствовал страшную боль. Его затошнило; он напрягся и изрыгнул солнце. После этого повсюду распространился свет. Жар солнца осушил воды, и вот показались черные края мира… Бумба изрыгнул луну, потом звезды, и после этого у ночи появился свой свет. Бумбе по прежнему было плохо. Он снова напрягся, и наружу вышил девять живых существ… Последним вышел наружу человек. Людей было много, но лишь один был бел, как Бумба. Его звали Локо Йима. Девять существ затем сами создали все живое… Из всех существ только молния Цеце создавала неудобства. От нее было столько неприятностей, что Бумба прогнал ее на небо. Тогда люди остались без огня, пока Бумба не показал им, как добывать огонь из деревьев. “В каждом дереве есть огонь”, – сказал он им и научил их делать палочки для добывания огня и извлекать огонь из деревьев.

белый бог – это показательно !!!

“Пополь-Вух”: В темноте, в ночи была только лишь неподвижность, только молчание. Одни лишь Созидательница и Творец, Тепеу и Кукумац, Великая мать и Великий отец, находились в бесконечных водах. Да, они находились там, скрытые под зелеными и голубыми перьями, и потому они назывались Кукумац. По природе своей они были большими мудрецами и большими мыслителями. Вот в таком виде существовало небо, и там находилось Сердце небес – таково имя бога и так он назывался.

Тогда пришло его слово. К Тепеу и Кукумацу, собравшимся вместе во мраке, в ночи пришло оно, и Тепеу и Кукумац говорили с ним. И вот они говорили, обсуждая и совещаясь; они согласились друг с другом, они объединили свои слова и свои мысли. И в то время, когда они размышляли, им стало ясно, что при наступлении зари должен появиться и человек. Тогда они распределили сотворение мира, рост деревьев и лесных чащ, рождение жизни и сотворение человека. Так было установлено это во мраке и в ночи силой того, кто есть Сердце небес, кто именуется Хуракан [на языке киче – “одноногий”]. (“Пополь-Вух”).

“Пусть воды отступят и образуют пустоту, пусть появится земля и будет прочной; пусть это свершится, – так говорили они [Тепеу и Кукумац]. – Пусть будет свет, да будет заря на небе и над землей!”… Тогда была сотворена ими земля. Так в действительности совершилось ее создание. “Земля!” – воскликнули они, и немедленно она была сотворена. Подобно туману, подобно облаку и подобно облаку пыли была (земля) при своем сотворении, в начале своей телесности. Затем горы появились из воды; большие горы выросли мгновенно. Только чудом, только магическим искусством были образованы горы и долины; и немедленно кипарисовые и сосновые рощи пустили побеги на поверхности земли. (“Пополь-Вух”).

[Япония]: В давние времена Небо и Земля еще не были разъединены, а Ин и Йо еще не были разведены. Они образовывали хаотическую массу, похожую на яйцо, имевшее смутные очертания и содержавшее семена. Более чистая и ясная часть была разреженной и образовывала Небо, тогда как более тяжелый и грубый элемент оседал и становился Землей. Тонкий элемент легко стал единым телом; но сплочение тяжелого и грубого элемента совершилось не без затруднений. Поэтому Небо образовалось первым, а Земля утвердилась позднее. После этого между ними родились боги… Затем мы сталкиваемся с “семью поколениями богов”…

вообще часто встречается модель постепенной формировании Земли (да и всей солнечной системы) из некоего “яйца” – облака, с характерными чертами газово-пылевой туманности…

“Когда наверху небо не было названо, твердая земля внизу по имени не была еще названа, ни изначальный Апсу, их родитель, ни Мумму-Тиамат, породившая их всех, еще не смешали воедино свои воды. Тростниковая хижина еще не была циновкой застелена, болотистая почва еще не появилась. Когда не существовало еще ни одного бога, не было их имен, судьбы их не были предопределены – вот тогда-то внутри них [вод Апсу и Тиамат] и зародились боги. Лахму и Лахаму были были произведены на свет, по имени были названы. Долго, долго возрастали они веком и статью. Аншар и Кишар зародилисб, превосходящие прочих. Они прибывали днями, прирастали годами. Сын их Ану, соперник своих отцов; да, первородный Аншара, Ану, был ему ровня. Ану породил по образу своему Нудиммуда [одно из имен Эйа – бога земли и вод]. Этот Нудиммуд был владыкой своим отцам. Широкомудрый, понимающий, могучий силой, куда более могучий, чем его дед Аншар. У него не было соперника среди богов, его братьев” (“Энума элиш”).

все-таки это больше похоже на историю целых цивилизаций, нежели одной семьи…

“Божественные братья собирались вместе, тревожили Тиамат, толпясь здесь и там. Воистину, они раздражали Тиамат своим весельем в Обители Неба. Апсу не мог утишить их вопли, а Тиамат, видя их нравы, дар речи теряла. Их деяния были омерзительны… Безобразны были их нравы; они были несносны. Тогда Апсу, прародитель великих богов. Воззвал к Мумму, своему советнику: “О Мумму, советник мой, дух мой радующий, подойди сюда. И отправимся к Тиамат!” Они пошли и сели пред Тиамат, советуясь о богах, своих первенцах” (“Энума элиш”).

Апсу, уста отворив, молвил блистательной Тиамат: “Их нравы отвратительны мне до омерзения, ни днем мне нет облегчения, ни ночью – покоя. Я уничтожу, я сокрушу их нравы, чтобы восстановить тишину. Давай отдохнем!” Тиамат, как только услышала это, разгневалась, воззвала к мужу. Она воззвала в муке, разъяренная, скорбящая: “Что? Мы уничтожим тех, которых создали? Да, они не дают покоя, но будем же добры к ним!”” (“Энума элиш”).

она все-таки заступалась за них !!! (а ее за это потом еще и убили)…

“Тогда ответил Мумму, советник Апсу; злокознен и немилосерден был совет Мумму: “Уничтожь, отец мой, мятежные нравы, тогда будет тебе днем облегченье и покой ночью!” Услышал это Апсу, лицо его просияло, ибо он замыслил зло против богов, сыновей своих. Что до Мумму, то он обнял его за шею, сидящего на коленях, чтобы поцеловать его. И то, что они замыслили между собою было повторено перед богами, их первородными” (“Энума элиш”).

Зачем они это обнародовали ?.. м.б. было что-то типа ультиматума ?..

“Услышав это, боги заметались, (затем), будто язык проглотили, хранили молчание. Превосходящий мудростью, совершенный, находчивый, Эйя, всемудрый, проник в их [Апсу и Мумму] замысел. Отменный план придумал он и выполнил, ставив искусное заклятье, превосходное и святое. Он произнес заклятье и поместил в глубине [т.е. в водах Апсу], излив на него сон. Тот заснул беспробудно. Когда Апсу был уложен, окутан сном, Мумму, советник, не мог и пошевелиться. Он распустил его пояс, сорвал его тиару, снял с него сияние и водрузил на себя. Связав Апсу, он убил его. Мумму он связал и посадил под запор. Утвердив свое жилище на теле Апсу, он наложил руку на Мумму, подвесив его за нос на веревке” (“Энума элиш”).

Явно упоминание магических приемов…

что за “сияние” Эйя снял с Апсу и зачем “возложил его на себя”…

“жилище на теле Апсу” – речь, пожалуй идет о планете побежденной цивилизации (или территории поверженного государства)…

“Полностью восторжествовав над супостатами, Эйя глубоко заснул в священном покое. Он назвал его “Апсу” [“бездна”] и посвятил ему храмы. В этом самом месте он нашел свою священную хижину. Эйя и Дамкина, его жена, жили (там) в блеске. В обители судеб, в жилище рока, был порожден бог, из богов самый могучий и мудрый. В сердце Апсу [“бездны”] был сотворен Мардук. Породившим его был Эйа, его отец, зачавшей его была Дамкина, его мать. Груди богини он сосал. Кормилица, вскормившая его, наполнила его внушающим ужас величием. Привлекательна была его стать, воодушевление горело в его глазах. Царственна была его походка, искони было в ней могущество. Увидев его, Эйа, породивший его отец, возликовал и засиял от радости, преисполнилось радостью его сердце. Он сделал его совершенным и наделил божественной силой” (“Энума элиш”).

Зачем Эйа назвал свое место именем убитого отца и посвятил ему храмы ???

“Сокрушена была Тиамат, металась она день и ночь. Боги по злокозненности сами усилили бурю. Их внутренность замыслила зло, вот что сказали эти братья Тиамат: “Когда они убили Апсу, твоего супруга, ты не помогла ему, но осталась безучастна. Хотя он изготовил страшную Пилу [оружие бога солнца], твои внутренности разжижены, и мы не можем обрести покой. Пусть Апсу, твой супруг, будет в твоем сердце и Мумму, который был побежден! Ты осталась одна”” (“Энума элиш”).

Текст сохранился фрагментарно. Боги побуждают Тиамат отомстить за Апсу и Мумму. Она внимает им благосклонно и предлагает вступить в битву с богами-обидчиками. Но сперва она производит на свет ужасное отродье, своих помощников – одиннадцать чудовищ, “с острыми зубами, беспощадными жалами, с ядом вместо крови, которым она наполнила их тела”.

“Из перворожденных богов, составлявших ее собрание, Она возвысила Кингу, поставила его их главой. Первое место в их рядах, власть на собрании, подъятие оружия, приближение к схватке, предводительство в битве – все это доверила она ему, посадив его в совете: “Я произнесла над тобой заклятье, возвысив тебя в собрании богов. Я дала тебе полную власть в совете богов. Воистину, нет выше тебя, ты мой единственный супруг! Все Ануннаки покорятся произнесенному тобой”. Она дала ему таблички Судьбы, укрепив их у него на груди: “Что до тебя, то твоя власть будет неизменна, слово твое не ослабеет! Как только возвысился Кингу, возведенный в положение Ану, богам, ее сыновьям, они [Тиамат и Кингу] провозгласили: “Ваше слово потушит огонь, унизит “Могучее Оружие”, столь могучее в битве!”” (“Энума элиш”).

Кингу из первородных богов !!! (а вовсе не какое-то чудовище)…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: