…фиджийцы отличали “темный дух” человека, или его тень, попадающую в преисподнюю, от его “светлого духа”, или отражения в воде или зеркале, остающегося рядом с местом его смерти.

Малагасийцы утверждают, что сайна, или разум, исчезает после смерти, айна, или жизнь, растворяется в воздухе, но матоатоа, или призрак, витает над могилой.

В Северной Америке двойственность души имеет отчетливое алгонкинское происхождение; одна душа выходит из тела и видит сны, тогда как другая остается в теле; по смерти одна из душ живет вместе с телом, ей-то и приносят подношения живые, тогда как другая отправляется в страну мертвых.

Известно и трехчастное деление; индейцы дакота говорят, что у человека имеется четыре души, одна из которых остается с мертвым телом, другая – в деревне, третья – уходит в воздух, а четвертая – в страну духов.

А ведь “примитивные” народы достаточно далеко проникли в познание сущности духовного мира, который в “классических” религиях отдавался во власть богов…

…объяснение, которое дают алгонкины состоянию летаргии или транса, гласит, что душа такого человека побывала на берегах Реки Смерти, но оттуда ее прогнали и вынудили снова оживить свое тело.

…одно специфическое представление, согласно которому голос духа представляет собой глухое бормотание, чирикание или свист, словно речь идет о призраке голоса. Североамериканские алгонкины полагают, что тени-души мертвых стрекочут наподобие кузнечиков. Вступая в общение с живущими, божественные духи новозеландских мертвецов произносят слова со свистом; писк, характерный для подобных бесед, упоминается и другими полинезийскими народностями. Домашние духи зулусского прорицателя – это тени предков, разговаривающие низким свистящим голосом, почти неотличимым от свиста, почему их и называют “имилози”, или свистунами. Эти идеи соответствуют классическим описаниям голоса призраков как “щебета” или “тонкого бормотания”…

Тонганцы представляют себе душу как более тонкую и воздушную часть тела, мгновенно покидающую его в момент смерти; она подобна аромату или запаху цветка в сравнении с более твердой тканью растения. Гренландские прорицатели описывают душу такой, какой она является им в их видениях; по их словам, она бледная и мягкая, и тот, кто пытается схватить ее, не чувствует ничего, так как у нее нет ни плоти, ни костей, ни жил. Карибы не считают душу столь нематериальной, чтобы она была невидимой, однако говорят, что она тонка и нежна, словно очистившееся тело.

…следует отметить тот факт, что в понимании природы и действий призрачных душ низшая философия избегает различных затруднений, до самого последнего времени озадачивавших метафизиков и богословов цивилизованного мира. Считая, что тонкое эфирное тело души является достаточным и подходящим основанием зримости, движения и речи, первобытный анимист не нуждался в дополнительных гипотезах для объяснения этих проявлений…

Покидая тело после смерти, душа, или дух, выходит на волю, чтобы пребывать подле могилы, странствовать по земле, порхать в воздухе или отправиться в страну духов – загробный мир… Люди не останавливаются на мысли о том, что смерть освобождает душу для вольного и деятельного существования, но вполне логичным образом начинают помогать природе, убивая людей для того, чтобы освободить их души, которые будут служить умершим. Так зарождается один из самых распространенных, отчетливых и понятных обрядов анимистической религии – обряд человеческого жертвоприношения на похоронах. Когда знатный человек умирает и его душа отправляется к своему месту – где бы оно ни находилось, первобытная философия вполне рационально заключает, что души слуг, рабов и жен, принесенных в жертву на его похоронах, проделают тот же путь и продолжат служить ему и в следующей жизни, и зачастую данное умозаключение доводится до логического конца, так что для последующего служения умершему приносятся в жертву люди. Этнографические данные относительно этого обряда покажут, что он не слишком характерен для низших уровней цивилизованности; возникая на низшей, примитивной стадии, он получает полное развитие на более высоком уровне варварства, и с этих пор существует либо сам по себе, либо в виде пережитков.

стоит вспомнить, что боги-цивилизаторы выступали против человеческих жертвоприношений. Следовательно, это уже имело место…

[Мурнгин – Австралия]: Любой мужчина и любая женщина мурнгин имеет две души. Одна мыслится основной и реальной; ее считают истинной душой, душой “от сердца”. Другая же душа – это ловкая обманщица, не имеющая особой ценности, лишь самым отдаленным образом связанная с “истинным человеком”. Первую душу называют биримбир или варро, вторую – мокои, или душой-тенью. Варро – тотемный благой дух. Его отражение можно увидеть, посмотрев на себя в воду… Душа мокои живет, как будто облегая тело. Ее можно уподобить неотчетливому его двойнику.

Варро претерпевает постоянное изменение статуса. Он берет свое начало из тотемного колодца, чудесным образом является отцу человека во сне, проникает в материнское лоно, живет в нем, в положенный срок появляется на свет. А затем живет в сердце нового человеческого организма до его физической смерти, если только не будет похищен черным колдуном. После смерти человека варро пребывает в некотором затруднении, не решаясь остаться в стране живых или отправиться в страну мертвых, но в конце концов возвращается в тотемный колодец, откуда он произошел.

…душа после смерти представляет собой один из самых заметных родственных элементов, находящихся в тотемной воде рода – воде, являющейся сущностью жизни. В ней обитают великие тотемные предки, жившие во времена сестер-создательниц Вавилак, когда тотемы вонгар ходили по земле; их священные имена простые смертные называют лишь тогда, когда они прошли великое очищение, стали частью сакральных и вечных элементов культуры, когда человек и его тотемы как единое целое участвуют в тотемных ритуалах. Здесь же, в колодце, покоятся тотемные предки, умершие в начале времен, равно как и те, кто умер недавно и чьи эмоциональные связи с живущими еще довольно крепки. Не столь давние предки, прошедшие через долгий очистительный похоронный обряд, устранивший все профанные личностные элементы (их мокои удалился на пустоши вместе со товарищи), обладают, по природе своей, такой святостью, что могут слиться с телом самого тотема.

все-таки очень много сходства со всеми другими представления о посмертной жизни…

версия – а нет ли связи между запретом на упоминание имени божеств-близнецов с отсутствием значительной информации об эре Близнецов ?..

Душа, тотемный дух, Вонгар или тотемные предки суть выражение фундаментальной сакральной сущности, чей высший символ – это тотемный колодец, вместилище всех индивидуальностей, когда-либо воплощавшихся или имеющих возможность воплотиться в человеке или его религиозных святынях.

[североамериканские индейцы]: Сверхъестественное происхождение человеческой души находит особенно ясное выражение в идее предсуществования… Мы имеем в виду довоплощенное существование, жизнь человека, прежде чем он был воплощен на земле. Под “человеком” здесь подразумевается индивидуальная реальность, которая, с психологической точки зрения, является внетелесной душой, свободной душой, и которая, следовательно. Представляет собой человеческой “я” в довоплощенном состоянии…

Исконная сущность этих [дакотских] мужчин и женщин… впервые пробуждается, паря в эфире… они мягко плывут… по мировым просторам, пока в назначенное время они не окажутся в доме одного из высших богов, которые их приближают к себе. Там зародыш знахаря пребывает до тех пор, пока он не узнает характеры, способности, желания, причуды и занятия богов. Его сущность уподобляется их сущности, он проникается их духом и знакомится со всеми песнопениями, праздниками, постами, плясками и жертвоприношениями, которые потребуются ему среди людей…

Эхо схожих представлений мы обнаруживаем в верованиях шаманов мохаве, согласно которым “в начале мира они были духами – тогда, когда учреждались и распределялись все – в том числе и шаманская – силы…”

На стадии предсуществования еще не рожденному часто предоставляется возможность выбрать народ, среди которого он хочет жить на земле, и женщину, от которой он хочет родиться.

Над умом меланезийца нераздельно властвует вера в сверхъестественную силу, или влияние, которое практически всюду называется мана.

сравни с индийским “манас” -ум

[в Полинезии]:…мана есть то, что обнаруживается в вожде, племени и стране, иными словами, нечто, общее коллективу…

Нуэр – народ скотоводов, обитающих в Судане, на Белом Ниле… Нуэр приносят жертвы по множеству поводов: когда кто-то боле, когда совершен грех, когда женщина бесплодна, иногда после рождения первенца или близнецов, при посвящении сыновей, по случаю свадьбы, похорон и погребальных церемоний, после убийства или при замирении кровных врагов, на периодических церемониях в честь того или иного из великого множества духов умершего отца, перед войной, когда в человека или в его имущество ударит молния, когда угрожает эпидемия или голод, иногда перед большой рыбалкой, когда докучает призрак и т.д.

Большинство жертвоприношений совершаются для предотвращения некоей угрозы, нависшей над людьми, например, ввиду прегрешения, для умиротворения рассерженного духа или после рождения близнецов; ни совершаются также для ослабления или прекращения бедствия, как это бывает во время эпидемии или обострения болезни. Во всех этих случаях в дела человеческие вмешивается или может вмешаться Дух – к добру или, чаще, к худу, – а его вмешательство всегда опасно. Любое бедствие, любая серьезная опасность – это знак активности духов. Такие жертвоприношения совершаются в интересах одного или нескольких человек, а не общественных групп, и в основе их лежат идеи умилостивления, искупления и иные, схожие мотивы.

рождение близнецов – плохо !!! Это с кем-то пересекается… А, собственно, почему ?.. Нет ли здесь связи с эрой Близнецов ?..

вмешательство духов большей частью носит негативный характер – это тоже определенная характерная особенность – попробовать использовать для классификации или датировки…

А нет ли связи между эрой Близнецов, жертвоприношениями и негативностью действий духов ??? – стоит подумать…

Имеют место, которыми сопровождаются различные общественные события, в основном относящиеся к типу (обрядов перехода) – инициация, свадьба смерть… Жертвоприношение, предназначенное отвратить последствия тяжкого инцеста…

…нуэр считают природу некоей данностью, по отношению к которой они пассивны и равнодушны. Они не считают, будто смогут повлиять на нее к собственной выгоде, несмотря на то что являются всего лишь невежественными людьми. То, что случается в природе, – это Божья воля, и в этом качестве ее нужно принимать. Поэтому нуэр не особенно интересуются ритуалом вызывания дождя, а попытки просить Бога о дожде перед севом расценивают как самонадеянность.

Когда жертвоприношением искупается грех или смывается скверна, его адресатом является только Бог. Схожим образом обстоит дело и при тяжких бедствиях – например, при эпидемиях или падеже скота. То же можно сказать о случаях, когда человека убивает молнией, или о болезнях, которые нельзя приписать какой-либо конкретной причине… Однако в некоторых случаях жертвы приносятся тому или иному духу, например духу воздуха перед битвой…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: