26 сентября 1976 г. …тело египетского фараона Рамзеса II, прозванного “Великим”, было отправлено… в Париж… Цель визита заключалась в том, чтобы определить, почему на коже вокруг шеи покойного фараона стали заметны следы разложения… Одним из ученых, занимавшихся этой проблемой, была доктор Мишель Леско из Национального исторического музея в Париже. Она воспользовалась электронным микроскопом, чтобы определить, присутствуют ли в покровах мумии какие-либо формы бактерий или вирусов, и была буквально изумлена, когда сквозь линзы своего микроскопа обнаружила мельчайшие частицы… табака!
…доктор Леско добилась разрешения взять крошечные пробы из самих тканей мумии. И вновь резултаты исследований под микроскопом дали те же самые результаты. В образцах были найдены крошечные следы табака, начисто отвергавшие первоначальную версию скептиков о том, что табак мог попасть туда [в наше время], просыпавшись из трубки.
Дальнейшие исследования показали, что те полости тела, откуда были извлечены внутренние органы, помещенные в особые сосуды, были заполнены специальным наполнителем растительного происхождения, включавшим в себя, помимо подорожника, крапивы, льна, зерен черного перца, ромашки и пшеницы, мелко нарезанные листья табака. Так как этой смесью мумию набивали для того, чтобы сохранить ткани тела, было высказано предположение, что табак использовался в процессе бальзамирования и в качестве инсектицида, и для предотвращения гниения.
Присутствие табака в погребальных покровах и тканях мумии Рамзеса явилось полной неожиданностью для египтологов и ботаников. Причина этого заключается в том, что табак не был известен в античном мире. Но никаких особых последствий это не возымело, и хотя этот факт был упомянут в нескольких популярных книгах, посвященным странным мистериям прошлого, основная масса египтологов просто-напросто не пожелала отказываться от сложившихся представлений о Египте или объяснять это чужеродное вторжение в египетскую историю И куда более серьезную проблему, связанную с тем, что табак как растение считался “уроженцем” только Америки, преспокойно положили под сукно.
Эта тема пребывала в безвестности вплоть до 1992 г., когда немецкий ученый и специалист по токсикологии Светлана Балабанова, работавшая в Институте судебной медицины в Ульме, начала осуществлять серию уникальных испытаний на образцах, взятых из мумифицированных останков, хранящихся в Мюнхенском музее. Все образцы были взяты из одной полной мумии, одной неполной и семи отделенных голов неизвестного происхождения и принадлежности. Полностью сохранившееся тело принадлежало Хенуттави, жрице и певице из храма Амона в Фивах (ок. 1000 г. до н.э.)…
Из мумифицированных останков, изучаемых в Институте антропологии и генетики человека в Мюнхенском университете, доктор Балабанова взяла кость и кожный покров, а также пробы черепа и брюшных мышц. Полученные ею результаты оказались просто ошеломляющими: ошеломляющими до такой степени, что доктор сочла своим долгом послать аналогичные пробы в три другие лаборатории, которые быстро подтвердили ее первоначальный вывод. Самое поразительное заключалось в том, что, как было установлено, мумифицированные останки содержат большой процент… наркотиков. Во всех девяти случаях присутствовал гашиш, хотя это как раз не явилось особым сюрпризом для ученых, так как он свободно продавался в Египте времен фараонов в виде сырья конопли. Зато куда более таинственным оказалось содержание в восьми мумиях их девяти никотина, наркотического ингредиента обыкновенного табака. Но что буквально повергло ученых в шок, так это наличие во всех мумиях… кокаина, психоактивного алкалоида, содержащегося в листьях американского растения коки.
Происхождение табака объяснить было сложно, но можно, зато кокаин – совсем другое дело. Он впервые был получен лишь в 1859 г. и не имел широкого распространения… в Европе вплоть до самого конца XIX в. Происхождение коки – исключительно из Южной Америки.
…доктору Балабановой и ее коллегам пришлось провести до 3000 аналогичных проб на других мумифицированных останках из таких стран, как Германия, Китай, Судан и Египет. Высокий уровень этих проб также показал присутствие в них никотина и/ или кокаина. Что касается датировки, то возраст этих проб колеблется от 800 до 7000 лет…
В 1930 г. Стефан Пржеворски, ученый и специалист по Ближнему Востоку, опубликовал в научном журнале “Сирия” весьма содержательную статью об открытиях на различных местах раскопок в Северной Сирии целого ряда странных предметов, более всего напоминающих курительные трубки. Он привел перечень таких предметов, и все они могут быть датированы периодом между 1200 и 850 гг. до н.э. Каждый из предметов имеет форму сосудика, вырезанного из твердого камня, обычно – сине-зеленого мыльного камня. Еще у них имеется короткий черенок, вставленный в отверстие по центру сосуда и имеющий форму пустотелой трубки, сделанной из дерева или металла.
Сосудики, т.е. собственно трубки, часто имеют причудливые формы, например, лежащих львов или рук, поддерживающих чашу. Весьма часто на нижней стороне имеются дополнительные декоративные украшения, например, стилизованные цветки лотоса. Размеры таких трубок варьируются между 8,1 и 13,5 см в длину, 5,2 и 7,7 см. в диаметре и 2,1 и 6 см в высоту.
То, что эти курьезные предметы из Северной Сирии представляют собой вовсе не курильницы для ладана, а курительные трубки – тема весьма интригующая. Первым ее высказал в своей книге “До Колумба” американский исследователь доисторической древности Кирус Х.Гордон. Он особо отметил, что после публикации в 1930 г. статьи Пржеворски в раскопках стали находить все больше и больше таких сосудиков… По его мнению, эти сосудики имеют все признаки курительных трубок и их можно сравнить с декоративными каменными трубками, которыми пользовались индейцы Америки, чьи трубки тоже часто “имели форму головы животного” или “рук (со всеми пятью пальцами), рельефно вырезанных на нижней стороне трубки”.
У нас нет точных сведений о том, какого рода субстанции могли использовать в своих трубках сирийцы. Это могли быть и опиум, и конопля. Однако само наличие таких трубок в период между 1200 и 850 гг. до н.э. само по себе весьма странно, в частности, поскольку этот период времени в точности совпадает с возвышением финикийцев, непревзойденных торговцев на всех морях…
По общему убеждению, табак в античные времена был неизвестен, и так продолжалось до тех пор, пока его не завезли из Америки в эпоху великих географических открытий. Однако это является абсолютным заблуждением, поскольку есть масса свидетельств того, что особая форма дикого табака, так называемый Nicotiana rustica, в отличие от Nicotiana tabacum – варианта, распространенного в Новом Свете, задолго до Колумба была широко известна во многих районах Африки, в том числе и в Западном Судане. Именно она, как считается, использовалась в арабской курительной медицине, в то время как культуры Черной Африки вдыхали табачный дым для достижения медитативных состояний и “успокаивающего наслаждения”. Сам акт курения был известен под названием туббак, и под ним табак и вошел в целый ряд африканских диалектов в виде различных вариантов: таба, тава и тама.
Африканская разновидность табака упоминается также в справочнике медицинских растений, составленном средневековым арабским врачом по имени Ибн аль-Байтар. Он определяет его как “особое растение, растущее на нагорьях вокруг Мекки и имеющее длинные, твердые, зеленые листья, скользкие на ощупь…”
…использование терминов туббак, таба и табгха для обозначения курения табака, естественно, ставит вопрос о происхождении самого слова “тобакко”, использовавшегося туземцами Карибских островов в доколумбовскую эпоху для обозначения самого акта курения и приспособления для последнего. Существование афро-арабских вариантов этого слова задолго до Колумба – это нечто большее, чем просто случайность. Значит, речь идет об общем источнике происхождения этого слова, которое во всех своих вариантах означает одно и то же – курение табака?
Сходство звучания корней этих слов, означающих акт курения табака, делает эту тайну еще более непроницаемой, свидетельствуя о том, что либо но попал в Америку благодаря трансатлантическому контакту задолго до эпохи Колумба, либо, наоборот, был занесен в Америку путешественниками с Африканского континента.
Впрочем, информация о том, что в тканях египетских мумий обнаружен кокаин, только еще больше усложняет ситуацию. Ведь даже если мы можем попытаться объяснить находки табака в Древнем Египте распространением его туземного африканского вида, относительно кокаина сделать это никак невозможно… листья коки растут только в Америке, и жевание их – прерогатива только американских индейцев.
Какой бы фантастической ни показалась эта гипотеза, единственной реальной возможностью объяснить открытие кокаина в тканях египетских мумий является… признание существования торговых контактов между двумя континентами в глубокой древности. Более того, если листья коки действительно экспортировались таким образом, то вполне возможно, что точно также из Центральной Америки в античный средиземноморский мир привозили и табак. Содержание табака и кокаина в мумифицированных останках одних и тех же высокопоставленных египтян убедительно подтверждает эту гипотезу. Кроме того, странная взаимосвязь между названиями самого акта табакокурения по обе стороны Атлантики означает общность терминологии и методов выращивания табака, а также и производства его за много веков до Колумба.
Добавить комментарий