Интерес к этому месту возник давно, еще далеко до первой поездки в Египет. Широко известные “электрические рисунки”, конечно, привлекают внимание своей необычностью и сложностью трактовки, но это не первая и не последняя загадка, которую хранит в себе храм за всю свою историю, с момента заложения первого камня фундамента, исчисляющуюся далеко не парой тысяч лет, и чьи корни уходят глубоко за пределы воссозданной в наше время древней истории.

Кроме особенностей конструкций здания (полигональная кладка, многотонные плиты перекрытий 4-х ступенчатой крыши, крипты с углом нисходящего коридора в 26 градусов и т.д.) основанием для поднятия вопроса о датировки послужила еще и работа Йоханнеса Дюмихена, в которой приводится расшифровка надписи о причастности Тутмоса III к реставрации Дендерского храма (Источник: “Дендера: строительное освидетельствование”. Йоханес Дюмихен. 1865г.), а также запись из дневника Вильяма Вон Таппера со ссылкой на Гастона Масперо.

Дословный перевод А.И. Никишина:

Помимо того, что Тутмос-III упоминается здесь как реставратор Дендерского храма, текст ещё интересен и тем, что к заслугам Тутмоса относят оказание помощи в поисках записей с жизнеописанием царя Хуфу.

Следы ремонта времен правления Птолемеев и не только, конечно же очевидны, и об этом свидетельствуют некоторые нижеприведенные фотографии. Но ремонт, и порой даже капитальный, необходим любому сооружению, а уж тем более святопочетаемому по какой-то (а значит было основание) весомой причине. Здесь нельзя не поблагодарить наших древних реставраторов за то, что сквозь тысячелетия помогли донести до нас исторический памятник Древнеегипетской Истории.

Но все же давайте попытаемся отвести взгляд от более-менее датируемой реконструкции и постараться увидеть то самое, что послужило началом того, что мы видим сейчас.

Ссылка на видео: Дендера. Храм богини Хатхор

Крыша храма

Крыша храма имеет 4 уровня, выполнена из массивных блоков перекрытий и облицована плитами по технологии “полигональная кладка”, конечно же, с уже знакомыми нам по предыдущим храмам “шашками”.

Первый уровень

Облицовка на месте:

Второй уровень

Облицовка снята. Здесь хорошо видны рельефные параллельные полосы, в которые заливался цемент, для фиксирования облицовочных плит:

Третий уровень

Тут мы видим хорошо сохранившиеся остатки плит облицовки и цементную прослойку между плитами и блоками крыши:

Четвертый уровень

Облицовка на месте. И если придерживаться логики строительства “блок-цемент-облицовка”, то в данном конкретном случае явно было что-то еще, т.к. мы наблюдаем все те же рельефные полосы для наполнения раствором, но уже поверх полигональной облицовки!

Интерьер

Здесь хочется обратить внимание на некоторые очень немаловажные детали, свидетельствующие о многократном ремонте сооружения как в древние, так и в не столь далекие времена.

Пол храма, как и в Ком-Омбо и Эдфу выполненный в стиле “полигональная кладка” разбирался, о чем свидетельствуют остатки колонн под кладкой пола, явно принадлежащих к более позднему периоду (первый ряд, фото 4).

Судя по состоянию, бордюр крыши центральной части сооружения (второй ряд фото) долгое время подвергался эрозии, что свидетельствует о более поздней надстройке основной части храма с колоннадой, которую мы наблюдаем по сей день.

С лестницей, ведущей с крыши здания тоже не все так просто. На одной из ступенек (фото 2,3) имеется полукруглое отверстие. Какой смысл оно могло нести изначально в конструкции лестницы, будучи посередине ступеньки, ныне тщательно сточеной многочисленными посетителями храма с незапямятных времен? Сложно утверждать однозначно, но не исключено, что это мог быть тот самый камень, принадлежавший более древнему сооружению, о котором упоминается в записках Вильяма Вон Таппера. На блоке пола перед последней нижней ступенькой лестницы тоже имеется полукруглое отверстие (фото 3,4). При детальном рассмотрении видно, что это вовсе не след от поднятия блока, оставленный древними “искателями сокровищ”, а довольно тщательно вырезанное отверстие, предназначенное для каких-то целей, возлагавшихся на этот блок либо строителями храма, либо изготовителями блока.

Окна храма Хатхор, как и в Эдфу имеют сужающуюся к выходу форму усеченной пирамиды. Фото 3 и 4 – окна в криптах “Священного Озера”. Фото 5 – вид окон снаружи здания.

Внутренние крипты храма

Схема криптов Дендерского храма, согласно исследованиям Огюста Мариетта (Grand Temple de Cette Ville. 1870).

Крипты внутри стен закрыты для доступа, за исключением одного с надписями, барельефами и подсветкой:

Причем помимо предстающей перед глазом посетителя легкой решетки снаружи, очень тщательно подстрахованы следующей за нею железными дверьми с замками. Но как бы они не скрывались по тем или иным причинам – факт их наличия остается фактом:

С криптами в полу все гораздо безнадежнее. Они зацементированы. Исключением остается подвал с “Электрическими рисунками”, о котором шла речь в предыдущем отчете.

Здесь же хотелось бы заострить внимание лишь на некоторых деталях, неосвещенных нами ранее, а именно: на качестве исполнения мелких деталей и различии в технике исполнения барельефов на центральных (основных) блоках и тех, что идут третьим рядом, продолжая нести в себе элементы основного смыслового сюжета картины, а также резьбе по соли, местами выступившей из блоков, как видимо, до нанесения берельефов.

 Крипты за пределами храма

Крипт с западной стороны

Первое фото – для ориентировки месторасположения. Пройти да самого конца возможным не представляется, т.к. путь преграждают грунтовые воды. Уклон потолка – 26 градусов.

Крипт с восточной стороны

Заканчивается глухой стеной. Уклон потолка – 26 градусов.

Священное Озеро

Окрестности

Небольшой обзор окрестностей храма по периметру. Здесь можно наблюдать случайным образом разбросанные элементы конструкций, фрагменты барельефов в кладке на половину разрушенного “храма Исиды” с юго-западной стороны, что свидетельствует о более позднем его возведении из обломков более древнего сооружения.

И здесь, как и во всех Южных храмах Египта, стены Хатхор страдают все теми же процарапанными выемками.

Интересен фрагмент постамента с западной стороны храма, где мы наблюдаем артефакт “стяжки со смещением” (фото 1, 2 в последнем ряду). Таких следов там несколько. И как такое могло произойти…?

Из всего вышеизложенного следует, что пока вопрос о точности датировки, причине постройки и первых хозяевах загадочного здания из песчаника с четырехступенчатой крышей в небольшом городке Дендера – остается открытым.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ермолаев Алексей

Все работы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: