Главная страница » Конспекты » Н.Петрова “Тайны древних календарей”

Взяв за основу величину лунного месяца и согласуя его с сутками, люди создали так называемый лунный календарь. По-видимому, этот календарь возник в IV-III тысячелетии до н.э. и был древнейшим.
…еще в древности установили продолжительность между двумя новолуниями: 29 или 30 дней. Поэтому лунные месяцы содержали поочередно 29 и 30 дней. Более продолжительная временная единица, чем лунный месяц – лунный год. Он состоит из 12 месяцев. Его длину в лунном календаре вычисляем так: 29х6+30х6=354 дня.
Однако точная продолжительность лунного года составляет 354,36706 суток. Следовательно, округляя величину лунного года до 354 дней, мы закладываем в нем ошибку в 0,36706 дня. За три года эта разница составит целые сутки, и начало месяца уже не будет совпадать с новолунием.
Для исправления ошибки необходимо периодически добавлять к году одни сутки. Такие годы с дополнительным днем называют високосными лунными годами и составляют они 355 дней, в отличие от простых, продолжительностью в 354 дня.

Из всех существующих лунных календарей в истории вариантов системы високосных лет наиболее известны две: так называемый “турецкий” и “арабский” циклы.
“Турецкий цикл состоит из 8 лет. То есть новолуние в нем должно опаздывать на трое суток (0,36706х8=2,93648). Чтобы этого не произошло, три года в цикле – 2-й, 5-й и 7-й – високосные и содержат по 355 дней, а остальные простые – по 354 дня. Весь цикл поэтому состоит из: 355х3+354х5=2835 дней или 405 недель. В конце этого периода новолуния вновь наступят в те же дни недели…
“Арабский” цикл состоит из 30 лет. То есть новолуние будет опаздывать уже на 11 дней. Поэтому 11 лет в цикле – високосные: 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26, 29-й годы.

Если в лунном календаре необходимо согласовывать сутки и месяц, не отступая при этом от новолуния, то в солнечном календаре решается задача согласования суток и года.
…продолжительность тропического года составляет 365,2422 суток. Поскольку количество дней в календаре не может быть дробным, то в календарном году насчитывается 365 или 366 суток. Последний, как и в лунном календаре, носит название “високосный”.
Вариантов использования високосных лет в солнечном календаре известно 6, реально же применяют следующие: в юлианском календаре цикл состоит из 4-х дет с 1 високосным годом, в персидском календаре Омара Хайяма в 33-летнем цикле – 8 високосных лет, в григорианском календаре 97 високосных лет приходится на 400-летний период.

Стремление приблизить год лунного календаря к тропическому привело к рождению еще одного вида календарей – лунно-солнечного. Это наиболее сложные календарные системы, поскольку в них решается сразу несколько задач: 1) приблизить начало календарного месяца к новолунию, 2) уравнять определенное количество лунных месяцев и солнечных лет, учитывая, что ни лунный месяц, ни солнечный год не содержат целого числа суток. При успешном решении вышеперечисленных задач ритмы движения двух светил – Солнца и Луны – будут согласованы.

Наиболее точным для лунно-солнечного календаря оказался 19-летний цикл, открытый независимо друг от друга в Древнем Вавилоне, Китае и Греции и названный по имени греческого астронома Метона (V в. до н.э.). Так как в календаре должно быть целое число суток и месяцев, то было найдено следующее равенство: 19 солнечных лет = 235 лунным месяцам = 6940 суткам. Для уравнения солнечного года и лунного месяца использовали дополнительные, “эмболисмические” (греч. “вставные”) месяцы. Таким образом, в 19-летнем цикле 12 лет содержат по 12 лунных месяцев, 7 лет – по 13. Високосными являются 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19-й годы. В найденном цикле через каждые 19 лет фазы Луны будут приходиться на одни и те же числа солнечного года.

Номер года в метоновом цикле называют кругом Луны или “золотым числом”. Последнее название происходит от древнеримского обычая писать номер года золотыми буквами на специальных досках для всеобщего обозрения. “Золотые числа” часто использовались для датировки различных событий в странах Западной Европы. На Руси круг Луны в основном использовался для вычисления дней Пасхи.

Вавилонский календарь

…основываясь на наблюдениях молодой Луны, вавилоняне установили продолжительность синодического месяца либо в 29, либо в 30 дней.
В вавилонском календаре лунный год состоял из 12 месяцев. Первым месяцем в году был Нисан, в котором происходил “праздник вкушения ячменя”. Следующие за Нисаном месяцы носили следующие названия: Айар, Симан, Дуз, Аб, Улул, Ташрит, Арахсамн, Кислим, Тебет, Шабат, Аддар.
Счет часов начинался с захода солнца.
Сутки в вавилонском календаре делились на 12 частей по 2 часа каждая. Семь дней составляли неделю.

Поскольку лунный год расходился с солнечным, то нужно было или удлинить время каждого месяца, нарушив его согласование с новолунием, или прибегнуть к периодической вставке дополнительного месяца. Хаммурапи, правивший в Вавилонском царстве в XVIII веке до н.э., издал указ о добавлении в календарь еще одного месяца с тем же названием, “поскольку год неполон”. Однако вставки дополнительного месяца долгое время производились хаотично. В IV веке до н.э. начали применять 19-летний цикл с 7-ю дополнительными месяцами. Правильно установленная периодичность позволяла вавилонянам встречать первый день месяца нисана – т.е. начало нового года – всегда ранней весной (не ранее 12 марта и не позже 18 апреля).

Из молитвы, произносимой во время новогоднего праздника на вершине зиккурата:
“В первую ночную стражу на крыше верхнего храма зиккурата святилища Реша, когда воссияет звезда “Великий Анну Неба”, когда звезда “Великая Антум Земли” в “Большой повозке” (Большой Медведице) воссияет, ты произнесешь: “Подобно прекрасному явлению звезд, неба, Анну, царь, восходит прекрасный образ”. Золотой стол для Анну и Антум Неба ты поставишь, подашь Анну и Антум Неба воду для (омовения) рук, накроешь стол, как надлежит; мясо быка, овцы и птиц приготовишь; лучшее пиво и давленое вино поставишь, всякого рода садовые плоды подашь изобильно, посыплешь… и пожаренной муки на золотой поднос для благовоний, нальешь из золотого кувшина давленого вина; на семь золотых “высоких столов” пожертвуешь Юпитеру, Венере, Меркурию, Сатурну и Марсу, Луне и Солнцу при их появлении” (Э.Кленгель-Брандт, “Вавилонская башня”).

Египетский календарь

Первый календарь, основанный на движении Солнца, появился в Древнем Египте…
Ведя многовековые астрономические наблюдения, египетские жрецы установили, что три природных явления происходят практически одновременно: летнее солнцестояние, начало разлива Нила и первый утренний восход яркой звезды Сотис (греки именовали эту звезду Сириус). Приурочив начало года к восходу звезды Сириус и совпадавшему с ним летнему солнцестоянию, можно было определить время наступающего разлива Нила. Это же позволило египетским жрецам рассчитать длину астрономического года, первоначально определив в нем 360 дней.
Египетский год состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый.

Первый видимый глазом утренний восход Сириуса действительно происходил во времена Древнего Египта вблизи дня летнего солнцестояния (до этого Сириуса просто не было видно, т.к. он появлялся над горизонтом позже Солнца). Однако с достаточно серьезной погрешностью. Наилучшее соответствие (по программам моделирования звездного неба – RedShift и StarCalc) между восходом Сириуса непосредственно перед восходом Солнца – в районе 1500 гг. до н.э. В другое время – нарастает рассогласование этих двух событий с приблизительной скоростью 1 неделя за тысячу лет. Т.е. в начале династического правления Сириус показывался над горизонтом уже дней за 10 до летнего солнцестояния!.. И вести речь о некоем “результате многовековых наблюдений – не совсем корректно).

Без связи с Шумером (или с общим источником) и лунным календарем выбор чисел 12 и 30 абсолютно безоснователен!..

Год также делился на три земледельческих сезона, включавших в себя по 4 месяца: “Время половодья” – середина июля – середина ноября, “Время всходов” – середина ноября – середина марта”, “Время засухи” – середина марта – середина июля.
Месяцы египетского календаря посвящались различным богам и праздникам. Так, первый месяц был посвящен богу Тоту – богу луны и мудрости, властелину времени. Месяцы делились на три декады, по 10 дней в каждой, или шесть пятидневных недель, которые греки называли “пентадами”.
Вместе с официальным, гражданским календарем в Египте также использовался народный, лунный календарь. В нем чередовались месяцы по 29 и 30 дней. Новый год по этому календарю всегда совпадал с началом разливов Нила. Любопытно, что само слово “год” в египетском языке не имеет какого-либо астрономического значения, оно переводится как “возрождение”, с которого начинался каждый год.
Со временем египетские астрономы уточнили продолжительность года, установив в нем не 360, а 365 дней.
В мифологии египтян это календарное усовершенствование нашло свое поэтическое отражение. В начале творения родились вместе и были слиты воедино бог земли Геб и богиня неба Нут. В те времена в солнечном году было столько же дней, сколько и в лунном, – 360. по просьбе бога солнца Ра бог ветра Шу отделили небо от земли. Но Нут тайно по ночам все равно приходила к Гебу. Узнав об этом, ревнивый бог солнца проклял все 360 дней солнечного года, и отныне Нут уже не могла родить детей ни в одни из этих дней. В отчаянии Нут обратилась к богу Тоту с просьбой о помощи. И бог мудрости придумал, как помочь несчастной Нут. В облике птицы ибис Тот полетел в гости к Луне и предложил ей сыграть с ним партию в сенет (игра наподобие шашек). На кон решили поставить 1/72 часть “света” каждого из 360 дней лунного года. Бог мудрости, разумеется, одержал победу, и Луна потеряла 5 дней своего года. С тех пор лунный год длится всего 355 дней. Выигранные у Луны дни Тот назвал “те, что над годом”, потому что эти пять дней не вошли ни в один месяц, а помещены в конце года, перед наступлением нового года. Поскольку новые дни бог мудрости посвятил Ра, то бог солнца простил Нут и разрешил ей рожать детей в эти предновогодние дни. Так появились на свет пять главных египетских богов, в остальные же годы Нут рождала звезды.
Пять дополнительных дней в конце года у египтян предназначались для поминания умерших и покаяния в грехах.
Теперь египетский год насчитывал 365 суток и приближался к тропическому. Однако в истинном солнечном году 365 дней и 1/4 часть суток…
Подобное расхождение тропического года и календарного года приводило к “запаздыванию” появления Сириуса на небе и постепенному передвижению дня начала года, которое можно назвать “блуждающим”. Заметим, что при таком “блуждающем” начале нового года передвигались на другие сезоны и остальные календарные праздники.
Предположим, в некий первый год Сириус восходит на небосклоне и наступает 1 число 1 месяца Тота, то есть новый год. Через 40 лет восход Сириуса наступит не 1, а 11 числа Тота. А через 1460 тропических лет (365х4=1460) или 1461 египетский год начало нового года, последовательно пройдя все сезоны, вернется на прежнее место – 1 число 1 месяца. Этот период в 1461 год называют периодом Сотиса или Великим годом.
Египетский солнечный календарь оказался настолько простым и удобным, что использовался около четырех тысяч лет.
Принципиальное нежелание египтян использовать систему високосов для уравнивания календарного года с тропическим, объясняется, надо думать, религиозными мотивами. Каждый фараон, всходя на престол, давал клятву не изменять длину года.
И все же один из фараонов предпринял попытку реформировать календарь и ввел високосные годы. Это был Птолемей III Евергет из династии Птолемеев, правивший в III веке до н.э.
Сохранился текст реформы, выполненный на каменной плите по приказу фараона: “Чтобы времена года неизменно приходились как должно по теперешнему порядку мира, и не случалось бы то, что некоторые из общественных праздников, которые приходятся на зиму, когда-нибудь пришлись на лето, – так как звезда (Сириус) за каждые четыре года уходит на один день вперед, – а другие, празднуемые летом, в будущее время не пришлись бы на зиму, как это бывает и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 и пяти добавочных дней, отныне предписывается через каждые 4 года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым годом. Пусть всякий знает, что прежние недостатки в вычислении времен года и лет отныне верно исправлены царем Евергетом”.
Однако новшество не было претворено в жизнь, и реформа календаря так и осталась на бумаге, точнее – на камне. Причины, по которым это произошло, для нас являют тайну.

Еврейский (иудейский) календарь

О древнейшем еврейском календаре сохранилось немного сведений. Известно, что до IV века до н.э. календарь был лунным и с солнечным годом не согласовывался.

После вавилонского плена календарь евреев становится лунно-солнечным. В основе календаря, как это видно из измененных названий месяцев и самих принципов построения, лежит вавилонский лунно-солнечный календарь.
Год делился на 12 лунных месяцев, четные из которых имели по 29 дней, а нечетные – по 30. Новый год начинался в новолуние 1 числа месяца Нисана (март-апрель). В этом месяце в Палестине созревают ранние хлеба. 14 числа месяца Нисана праздновали ветхозаветную Пасху.
Следующие за ним месяцы имели такие названия: Ийар, Сиван, Таммуз, Аб, Элул, Тишри, Мархешван, Кислев, Тебет, Шабат, Адар. Чтобы уравнять лунный год продолжительностью 354 дня с солнечным, каждые два или три года добавляли дополнительный месяц, который именовался “первый Адар”, в отличие от постоянного – “второго Адара”. Год с добавочным месяцем носил название “беременного”.
Долгое время високосные месяцы и дни вставлялись в календарь произвольно, хотя иудеям и были известны способы построения календарей. Вплоть до II века н.э. иудейская администрация, когда в том возникала нужда, производила дополнения к году…

Для добавления високосных месяцев впоследствии использовали, как и в Вавилоне, 19-летний цикл, то есть високосными были 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19-й годы.
С III века до н.э. новогодие было перенесено с 1 числа месяца Нисана, приходившегося примерно на время весеннего равноденствия, на 1 число месяца Тишри, совпадавшего с осенним равноденствием.
Сложность еврейского календаря заключается в том, что число дней в 19-летнем цикле меняется от 6393 до 6941. по религиозным предписания первый день нового года не должен приходиться на среду, пятницу или воскресенье. Если же подобное случается, то начало года отодвигают на день или даже на два дня. Вот почему в еврейском календаре существуют три разновидности года: краткие, или недостаточные, которые содержат, в зависимости от того, високосные они или нет, – 353 или 383 дня; правильные, или нормальные, – 354 или 384 дня; полные, или избыточные, – 355 или 385 дней. Получается, что еврейский календарь насчитывает шесть вариантов продолжительности года!

Сутки в еврейском календаре начинаются в 6 часов вечера, и час делится не на минуты и секунды, а на хелеки и рэги. 1 час равен 1080 хелекам, а 1 хелек равен 76 рэгам.

может быть, опечатка – не 1080, а 108 ??? А то получается что-то очень сильное деление…

Счет лет в еврейском календаре ведется от Сотворения мира – 7 октября 3761 года до н.э. Эту эру принято называть в истории “иудейской”.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: