Тихая песнь желтого планктона на восходе старой Луны

Обычно в заключительной главе принято делать многозначительный вид и выдвигать всякие там умные теории, гипотезы и прочее. Но, я думаю, в случае с геоглифами Наска этот номер не пройдет. И скажу прямо, какой-то четкой версии происходящего на плато у меня нет. Но на правах автора я позволю себе немного пофантазировать и в этой главе затронуть вещи, которые, на первый взгляд, с геоглифами никак не пересекаются. Так что если кого-то интересовали непосредственно сами линии, фотографии и наблюдения, может смело заканчивать чтение на этом месте и переходить к приложению. А мы продолжим.

Не будем обременяться всякими подведениями итогов и заключениями; читатель, надеюсь, сам сделал для себя определенные выводы из всего вышесказанного. Я бы хотел обратить внимание на несколько моментов, которые мне показались очень важными.

Очевидно, что на плато одновременно осуществлялась деятельность двух типов – высококвалифицированный труд и грубая, примитивная работа. Сначала я не был уверен в одновременности происходящего. Все выводы о возрасте линий делаются по остаткам дерева (радиоуглеродный метод) и керамики, найденных на линиях. Но, как говорится, надписи на сарае не всегда коррелируют с его содержимым, и деревяшки с керамикой могли появиться на линиях много позже. Также применяется способ термолюминесцентного датирования, но у некоторых исследователей есть сомнения в его достоверности в данном случае. Пришлось искать по фотографиям.

В основном все видимые линии накрывались вполне различимыми руинами. Но нашлось место, где, похоже, линии шли поверх:

Рис. 171
Рис. 171

Есть один примитивный геоглиф, накрытый чем-то похожим на трапецоид:

Геоглифы Наска. Некоторые наблюдения. Часть IV

Рис. 172

Также много явно грубой, но целенаправленной работы (нерегулярные отвалы камней на границах больших трапецоидов и прямоугольников, в которых и находят остатки керамики) вперемешку с т-линиями и качественно сделанными трапецоидами. Про сходство деталей в рисунках на керамике и в пустыне мы уже говорили, и вот, например, одна и та же птичка, исполненная как примитивный геоглиф и как рисунок в сочетании с линиями:

Геоглифы Наска. Некоторые наблюдения. Часть IV

Рис. 173

Да и вся трудоемкая работа по сделанной разметке и разные взаимодействия и нестыковки позволяют говорить именно об одновременном существовании двух видов деятельности – грубой примитивной и высокотехнологичной (геодезия, графика, технологии нанесения рисунков и т-линий, организация и контроль работ на всей указанной территории, карты, составление комбинаций).

Конечно же интересует вторая составляющая, работа наших загадочных художников-разметчиков. Не может быть, что бы они не наследили где-нибудь еще. А это в свою очередь предполагает хоть какое-нибудь знакомство с доинкской историей Южной Америки. Ни в коей мере не являясь экспертом в данной области, сразу же рекомендую интересующихся ознакомиться с вопросом посредством большого числа исследований, книг и фильмов, существующих в наше время. А мне хотелось бы пофантазировать на тему собственного знакомства с этой захватывающей темой.

И что бы не размыливать внимание по всей этой необъятной теме, давайте сфокусируемся на культурах Паракас и Наска, предположительно принимавших непосредственное участие в строительстве линий.

Культуру Паракас знают в основном по захоронениям. Ее так и делят по типам найденных захоронений – Паракас-кавернас и Паракас-некрополис – групповые захоронения, содержащие иногда по несколько десятков сидящих мумий, завернутых в очень качественно сделанные похоронные покрывала.

Уникальный и крайне трудоемкий по изготовлению текстиль – одна из особенностей этой культуры. Иногда по качеству превосходящий современный. Ткани из захоронений до сих пор не потеряли эластичность и сохранили роскошные цвета:

Геоглифы Наска. Некоторые наблюдения. Часть IV

Рис. 174

Другая особенность — искусственно деформированные и трепанированные черепа. Деформации черепа подвергались большинство членов общества. Менялась даже мода на форму черепа. Во времена Паракас-кавернас делали клиновидную форму (примерно в это же время на территории современной Мексики именно так деформировали черепа сапотеки); в период Паракас-некрополис предпочитали удлиненную. Но, похоже, подход был творческий и черепа встречались самых разных форм:

Геоглифы Наска. Некоторые наблюдения. Часть IV

Рис. 175

Вторым любимым занятием с черепами у древних паракасцев была трепанация. В некоторых поселениях половина древних черепов были трепанированы. А некоторые и не единожды:

Геоглифы Наска. Некоторые наблюдения. Часть IV

Рис. 176

Подобные действия с головами не уникальное явление. Это практиковалось по всей планете с глубокой древности и до недавнего времени у многих примитивных народов. Но в таких объемах и такого качества трепанация наблюдается только у данной культуры. Археологи отмечают качество работы древних трепанеров – порядка 80% операций были успешны. Серьезных исследований на эту тему нет, большинство исследователей склоняются к мысли, что таким образом добивались экстатических состояний, измененного состояния сознания или приобретения определенных способностей, в том числе паранормальных. Возможно, древние хирурги прекрасно были осведомлены об устройстве и работе мозга. Об этом говорят и различные способы проникновения под черепную коробку – древних интересовал конкретный участок мозга, а не само ритуальное отверстие. Делались же эти операции инструментами из обсидиана и кости, комплект которых был найден в одном из захоронений (пинцеты, обсидиановые ножи, иглы, скальпели, турникеты для зажима кровеносных сосудов и т.д.).

Далее. Культура Наска. Деление Наска-Паракас сделано, похоже, для удобства историков. У меня сложилось впечатление, что это одна развивающаяся культура, Стиль, сюжеты на тканях и керамике, да и образ жизни – все похоже. У Наска, как и полагается, больше разнообразия и утонченности. Немного о самой культуре. Следы в целом совпадают с регионом распространения линий на карте 5  (долины рек Наска, Ика, и Писко). Население составляло от 10 до 25 тысяч человек. Жили в небольших деревнях и хуторах, тип социальной организации – вождество. Признаков централизованной власти и письменности не обнаружено. В могилах находят золотые и медные изделия, украшения, деревянные предметы, оружие. Жили, в целом, благополучно – нет большого числа детских захоронений. Войн, как отмечают, не вели (отсутствие батальных сцен в иконографии и «боевых» увечий у захоронененных). По сюжетам и стилю на керамике и текстиле различают 8 или 9 фаз. На заключительных фазах наблюдается смена религиозной парадигмы (остаются «летающий кошачий бог» и имеющая пышные формы богиня плодородия) и появляются батальные сцены. Деформация и трепанирование черепов продолжается, но уже не в таких масштабах. Качество текстиля немного падает, но появляется то, что наряду с геоглифами является как бы визитной карточкой Наска — роскошная и разнообразно расписанная керамика. Имеется несколько религиозных центров, самый крупный – Кауачи, комплекс пирамидоподобных глинобитных сооружений, использовавшийся исключительно для захоронений и церемоний; центр паломничества, посещавшийся представителями других культур; покинут и запечатан (засыпан песком) около 300 г. н.э. Интересна так же система ирригации – знаменитые «пукиос», функционирующие по сей день многокилометровые системы орошения, состоящие из подземных и наземных каналов, и спиралевидных колодцев:

Геоглифы Наска. Некоторые наблюдения. Часть IV

Рис. 177

И такая деталь. Музыкальная культура. Судя по количеству музыкальных инструментов (в основном перкуссионных и духовых), музыку древние насканцы очень уважали. В книге Г.Г.Ершовой «Древняя Америка: полет во времени и пространстве»(12) упоминаются 15-ствольные глиняные антары (многоствольная флейта) длиной около 90 см, с толщиной стенки в 1 мм, с отполированной внутренней поверхностью и точно настроенной. А это предполагает достаточно высокий уровень музыкальной культуры и позволяет исполнять весьма сложные мелодии, близкие к уровню современной музыки.

Теперь о некоторых выдающихся особенностях. Слегка жутковатых.

Трофейные головы. Подобные традиции наблюдаются почти у всех древних культур Южной Америки, включая инков. Но, судя по различным изображениям и находкам археологов, у жителей древних Наска и Паракас была просто маниакальная любовь к отрезанным головам. Трофейными их называть не совсем верно — резали в основном своих (видимое отсутствие признаков каких-либо боевых действий). По оценкам археологов, экзекуции подвергалось не менее 10% взрослого населения, 80% из которых – мужчины, остальные – женщины и подростки. У отделенной от тела головы пробивалась лобная кость и вставлялась веревка, для удобства дальнейшего использования:

Геоглифы Наска. Некоторые наблюдения. Часть IV

Рис. 178

Наблюдается очень неравнодушное отношение к головам – зашивание век и губ, заполнение черепа тканью и остатками продуктов, отрезание языка и упаковка его в кожаный мешочек, ритуальные захоронения (до 40 штук и более), иногда с экскрементами во рту, и т.п. А если смотреть на рисунки на керамике, то складывается впечатление, что головы часто использовались в хозяйстве, в ритуалах и выполняли порой что-то вроде декоративной функции: Рис. 179 .

К сожалению, мифология и мировоззрения этих людей, как заметил д-р К. Клэдос (25), совершенно непрозрачны для современного наблюдателя. Но кое-что все же сказать можно. Очень вероятно, что среди населения были распространены магические и религиозные ритуалы, связанные с употреблением галлюциногенов. О том, что листья коки и различные галлюциногены составляли значительную долю продуктовой корзины древнего насканца, говорят рисунки на керамике, находки в захоронениях; об этом же пишут и многие исследователи. Рис. 180 

В пользу подобных ритуалов говорит и то, что эти общества находились на нижних ступенях социального развития (племена с вождем-шаманом, где обычно все население поголовно принимает участие в подобных ритуалах). При появлении иерархии в обществе, при становлении централизованного государства применение галлюциногенов в ритуальных целях становится привилегией знати, а затем и вовсе практически исчезает (как это происходило, скажем, у инков, у которых всякого рода психотропные средства могли использовать только знать и знахари, а на долю простого населения оставалась исключительно слабоалкогольная чича)(21). И это совершенно естественно, ведь повсеместно в древнем мире считалось, что подобные галлюциногенные ритуалы придают участникам необыкновенную силу, дают возможность превращаться в зверей, выходить из тела, перемещаться в пространстве; а кому из власть предержащих это бы понравилось? Тема так же необъятная, но можно сказать следующее, что описанные этнографами подобные ритуалы большей частью были строго регламентированы и управляемы, где, кстати, музыка выполняла техническую функцию, играла роль своего рода проводника, и где изменяющие сознание вещества (изготавливаемые зачастую крайне замысловатым образом) применялись в качестве средства получения специфических знаний и опыта. В противоположность применению их в современном мире, где подобные средства в основном бесконтрольно употребляются для получения эйфории, или для ухода от проблем в повседневной жизни. Если вернуться к нашим линиям, нужно отметить, что некоторые этнографы и сторонники альтернативных версий считают, что описанные традиции как-то связаны с шаманскими полетами, и не только воображаемыми, но и реальными. Насколько невероятно это бы ни казалось. И действительно, одним из самых распространенных персонажей иконографии наска-паракас, было т.н. «летающее божество паракас», или «мифологическое существо в маске», «летающий демон»:

Геоглифы Наска. Некоторые наблюдения. Часть IV

Рис. 181

Как можно видеть, акцент на рисунках ставился именно на физическом полете (развивающиеся волосы, положение тела), а не на галюциногенном путешествии по виртуальным пространствам иных миров. Вообще эту версию (связь геоглифов с шаманскими полетами) я даже всерьез не воспринимал, когда начинал знакомство с проблемой. Но вопиющая насканская нелогичность заставляет присматриваться ко всем самым невероятным версиям. А что если и вправду, эти картинки не бред слегка перебравшего дозу индейца, а наблюдения местного населения по принципу что вижу, то и пою? В руках иногда можно увидеть предмет, похожий на «туми» — нож, использовавшийся при трепанациях. У всех летящих присутствует налобное украшение (верхний ряд – текстиль паракас), во времена наска всем подобным персонажам полагалось иметь лицевую маску. Подобные предметы находят в захоронениях:

Геоглифы Наска. Некоторые наблюдения. Часть IV

Рис. 182.

У мумии лицевое украшение приделано выше, по причине отсутствия носа, где, судя по всему, оно крепилось. Не совсем ясно, это оригинальные предметы или ритуальная имитация. По поводу налобных украшений – золотыми пластинами часто закрывали трепанационные отверстия в черепе, и, если как-то всерьез рассматривать эту версию, возможно именно для достижения таких необычных способностей нужна была вся эта нейрохирургия, а подобное украшение использовали как знак отличия, отмечающий определенные достижения.

Понятно, что существа с чертами кошачьих на керамике часто изображали и героев местных легенд, и всевозможных духов, во множестве населявших окружающий мир индейца того времени. Но часто встречаются и обычные бытовые сцены (охота, занятия сельским хозяйством, эротика и т.п.). Так что существует вероятность что-то увидеть и по нашей теме, хотя совершенно ясно, что многие «странности» будут проистекать от полного отсутствия письменных источников и хотя бы приблизительного представления о мифологии. Что ж, за неимением письменности попробуем рассматривать картинки. А странностей хватает. Например, роботоподобные фигуры и какой-то процесс, связанный с музыкой (многочисленные коричневые предметы – глиняные антары): Рис. 183 ; шестипалые и манипуляции с головами: Рис. 184 ; использование голов всевозможной кондиции не по прямому назначению (рисунков на тему непосредственно трепанаций найти не удалось): Рис. 185 . Есть так же рисунки, которые относят к батальному жанру. Но на мой взгляд здесь скорее речь идет о каких-то действиях с безоружными людьми (опять же с акцентом на головах), осуществляемых в основном все теми же «котобогами»: Рис. 186 . Интересно, что котобоги могли есть маниоку сырой, хотя многие источники говорят, что в сыром виде она ядовита: Рис. 187 .

Прежде, чем перейти к следующему изображению, надо сделать небольшое отступление. Многие исследователи поднимают тему несоответствия трудозатрат на изготовление линии и количества населения, проживавшего на месте в то время. Трудно об этом судить по прошествии почти двух тысяч лет, но проблема, похоже, действительно существует. Мы с вами уже убедились, что линии – это не просто очищенные от камней участки поверхности, а часто углубленные качественно сделанные грунтовые сооружения с каменными границами и сооружениями. А на некоторых участках пустыни практически не осталось живого места от подобного многократного строительства. При этом строители, похоже, как могли усложняли себе задачу — камни на линиях сначала собирались в кучи, а затем переносились на границы. А иногда границы идут поверх готовых широких полос – т.е. опять камни несли назад, что бы построить границу на уже расчищенном участке. А на некоторых широких полосах количество камней на границах не соответствует количеству, убранному с самих полос. Т.е. камни попросту куда-то исчезли.

И в этой связи интерес представляет следующая картинка. Достойный конкурент известному «астронавту» из храма надписей в мексиканском Паленке:

Геоглифы Наска. Некоторые наблюдения. Часть IV

Рис. 188

Возможно, что это эпизод из какого-нибудь недошедшего до нас насканского мифа, но то, что «котобог», пожирающий предметы, похожие на камни, используется как некое транспортное средство для воина с копьеметалкой и полным боекомплектом – изображено достаточно недвусмысленно.

А на следующей группе изображений запечатлены действия, возможно связанные с работой на трапецоидах: Рис. 189 . С точки зрения индейцев-художников (которые, как мы знаем на примере шестнадцатиногого паучка, могли не понимать, что происходит в пустыне) вполне закономерно трактовать это именно как массовые ритуалы, включающие жертвоприношения, связанные с плодородием и т.п. Два каменных строения на конце трапецоида очень даже могли показаться глазами. Но еще интересно следующее. На правом нижнем рисунке, на котором нет массовки, два летящих котобога разных видов оставляют за собой полосы с точками. Подобное изображение не одиночно: Рис. 190 . На картинке справа место котобога занимает «мифологическая птица», или гарпия, тоже распространенный персонаж на картинках: Рис. 191 .

Все эти мифологические существа неплохо подходят на роль наших разметчиков, выполнявших значительную часть работы по разлиновке пустыни какими-то непонятными способами. Были ли это конкретные существа, или некая безличная сила, действующая через различных посредников (голову котобога можно увидеть на рыбах, на животных и на растениях) – непонятно. Повторюсь, что многое из показанного скорее всего существовало только в головах индейцев, но других претендентов на всякие высокотехнологичные действия найти не удалось. И что на самом деле изображал индеец, рисовавший, скажем, гарпию? Если бы он увидел современный вертолет, он бы что-то подобное одноглазой страшной птице и нарисовал. Но, возможно, технических средств в нашем понимании не применялось. Если предположить, что трепанации – тоже дело рук котобогов-разметчиков, то почему операции они производили при помощи хоть хорошо и правильно сделанных, но все же примитивных инструментов (кость, камень), испытывая при этом соответствующие трудности и подвергая большой опасности пациента (но, надо сказать, с данной задачей они справлялись мастерски)? Да и немалое количество «трофейных» голов, полученных не в боях оставляет ощущение какого-то процесса над населением, используемого в качестве имеющегося подручного материала. На линиях, как мы убедились, очень много ручной примитивной работы, сделанной на разных этапах строительства. Значит была необходимость подключать местное население в качестве исполнителей черновой работы. Все это напоминает ситуацию, повсеместно наблюдаемую в древнем мире. Следы высоких технологий вперемешку с грубой работой есть, а технических средств, инструментов явно не обнаружено. Ситуация немного напоминает один эпизод из «Таинственного острова» Жюля Верна. Там, если вы помните, был такой инженер, Сайрос Смит, который для взрыва гранитной скалы изготовил несколько литров нитроглицерина практически на коленках, используя лишь свои познания в химии. И то, что мы видим в пустыне Наска очень похоже на последствия применения только лишь неизвестных нам знаний, какой-то более глубокой информации о законах окружающего мира и человеческом сознании. Об этом же говорила и Мария Райхе, упоминая об неизвестном оборудовании и древних знаниях, скрытых от завоевателей.

Вернемся в Наску. Недалеко от Кауачи есть интересное сооружение времен культуры Наска, которое считается деревянным Стоунхенджем Древнего Перу. Оно состоит из сотен высушенных стволов мескитового дерева. Центр этого комплекса представляет собой квадрат, образуемый 12 рядами — по 12 столбов в каждом. Однако в настоящее время от него практически ничего не осталось – местные жители используют его в качестве дров (верхние фото сделаны в 40-х годах):

Геоглифы Наска. Некоторые наблюдения. Часть IV

Рис. 192

Это сооружение часто сравнивают с американским проектом изучения полярных сияний HAARP. Назначение, сами понимаете, неизвестно, официальная версия упоминает астрономический календарь. Немного напоминает мегалитические постройки Европы. Да и не только Европы. Как известно, всякого рода менгиры, кромлехи и дольмены разбросаны по всей планете: Рис. 193 .

А вот план комплекса менгиров во французском Карнаке и стадии строительства Стоунхенджа в сравнении с некоторыми объектами в районе Наски: Рис. 194 . Совпадения, возможно, случайные, да и ясности в назначении и одного и другого это все равно не прибавит, но тем не менее очень часто в связи с подобными сооружениями можно услышать версии о всякого рода энергетических потоках непонятной природы. Надо сказать, что версия линий как направляющих для энергопотоков тоже не нова. Например, в своей замечательной книге «Пустыня Наска. Следы иного разума» А.Т. Белоконь сравнивает комбинации линий со схемами геометрической оптики. Вообще идея оптических схем (отражения, нацеливания, проекции) постоянно возникает, как вы заметили, на протяжении всего описания. Крайне редко, но встречаются элементы, похожие на некие объекты, служащие для преломления потока-луча. Два таких элемента хорошо видны на верхних снимках, а внизу сравнение комбинаций линий с оптической схемой получения голограммы и геоглиф близ Виру, переходящий в нечто подобное атмосферному разряду: Рис. 195 . Возможно, что и обнаруженные магнитные аномалии на линиях – не следы многочисленных хождений, а остатки энергопотока какой-то неясной природы. Но как объяснять виражи и рисунки в рамках этой версии – непонятно. Если только предположить, что трапецоид со всеми напоминающими оптику элементами являлся какой-то накачивающей структурой, а все т-линии, рисунки и скругления — следы перемещения потребляющего энергию объекта. Но в то же время, для этого объекта, судя по резким изменениям направления, надо менять законы физики и отменять инерцию… И опять загадки…

Я думаю, что все серьезные люди, дочитав приложение, уже давно занимаются своими делами, а нам ничто не мешает пофантазировать по поводу действий разметчиков-котобогов в пустыне Наска.

Простыми шаманскими полетами под действием грамотно приготовленных кактусов и полученными в других мирах видениях всю эту геометрию, т-линии, кривые Безье, 3-d, «эстреллы» и т.п. объяснить довольно трудно. Что на самом деле происходило, можно лишь действительно только фантазировать. Например. Существует версия, что все это последствия воздействия инопланетной цивилизации, решавшей на нашей планете разного рода задачи. Но так как никаких остатков технических средств и инструментов до сих пор не нашлось, а оставили они после себя достаточно много (все это можно увидеть, заглянув в фотогалерею на сайте ЛАИ), то возникает резонное предположение, что действовали подручными средствами на манер Сайроса Смита, и, возможно, через другие существа, обитающие на нашей планете.

В свете вышесказанного на ум приходит иногда звучащее словосочетание технология «аватар», взятое из нашумевшего одноименного фильма. Не знаю, как можно представить процесс в нашем случае – допустим, что существуют технологии, с помощью которых сознание у объекта или группы объектов замещается, подобно тому, о чем упоминают, когда говорят об одержаниях, медиумах и всякого рода ВТП (внетелесные переживания). И мы получаем персонажа или целую группу, обладающих более полной информацией об устройстве окружающего мира, и которые начинают решать странные задачи способами, выходящие из диапазона, доступного нашему пониманию (в случае Сайроса Смита, если смотреть глазами туземцев, колдовскими действиями добывать из земли волшебную гром-воду, способную уничтожать горы). И не с целью ли подготовки более подходящей оболочки проводились все эти эксперименты с черепами?

И тут конечно же вспоминаются всякие параллельные миры, «астрал», духовно-нематериальная составляющая и т.п. Но обычного все это представляют как некоторую надстройку, или надстройки, копии нашего замечательного мира с достаточно симметричным отражением всего, что происходит у нас. А если дело обстоит не совсем так? И наш материальный мирок это всего лишь ничтожная частица сгустившегося пространства в окружении бескрайнего океана всевозможных форм существования и сознания, как это описывают Роберт Монро, Даниил Андреев, Карлос Кастанеда и многие другие? Фантазируем дальше. И получается, что многое из того необычного, что иногда происходит в нашей жизни (всякие там разнообразные НЛО, аномальные явления и т.п.) подобны случайному грибнику, по ошибке забредшему на наше болото, который, возможно, просто сбился с дороги, и ему у нас ничего не нужно. И здесь может идти речь о таких разнообразных воздействиях, по сравнению с которыми многие мифы, легенды, шаманские рассказки, которых скопилось у современных этнографов и историков бесчисленное множество, окажутся, во-первых, чистой правдой, а во-вторых, покажутся скучным черно-белым немым кино по сравнению с происходящим в действительности. Понятно, что в этом случае, говоря словами Р. Монро, мы выходим за пределы науки, морали и религий, присущих нашему миру.

Но, судя по всему, все-таки кому-то что-то у нас нужно. То, что у нас не все в порядке с официальной историей – сейчас становится понятным все большему числу людей. Но, со свойственной нам подозрительностью, любую неизвестность мы воспринимаем как потенциальную угрозу для жизни. Что ж, совершенно естественно и вполне оправданно. Но иногда это мешает отстраненно и честно посмотреть на все то, что нам кажется неизвестным и пугающим. А если предположить, что это самое стороннее воздействие нужно… нам самим? Ведь даже при беглом знакомстве с древней историей, да и не только с древней, слова угасание, вырождение, гибель цивилизаций или культур звучат не реже, чем зарождение, слияние и развитие. И примеров примитивных культур, как бы застывших на каком-то одном историческом этапе – предостаточно. Так может сторонние толчки совершенно необходимы для включения правильного и гармоничного саморазвития проекта под названием «человек разумный»? И как любые толчки, не все происходит безболезненно, и зачастую неудавшуюся попытку в виде вырождающейся культуры приходится использовать в качестве питательной среды для другой, более перспективной? Прошу прощения за термины из микробиологии в отношении нашей многострадальной цивилизации, но может быть именно подобный процесс наиболее эффективен в нашем случае?

Как видите, заключительного жизнеутверждающего аккорда в данном случае не получается, а посему на этой вопросительной ноте позвольте закончить и поблагодарить читателя за долготерпение и совместную попытку прикоснуться к загадке под названием «Геоглифы Наска».

*

Автор выражает глубокую благодарность:

  • А.Ю.Склярову за предоставление и возможность использования фотографий, сделанных во время экспедиции ЛАИ 2007 года в Перу;
  • А.Т. Белоконь, за предоставленные материалы;
  • А.Г. Татукову, за качественно выполненные прорисовки линий Наска и некоторые идеи, использованные в статье;
  • художникам-дизайнерам И. Буравлевой и О. Ларюшкиной, за помощь в работе с рисунками.

Литература и источники:

  1. «Los geiglifos de palpa: documentation, analasis y perspectivas.» Markus Reindel, Johny Isla y Karsten Lambers. Boletin de Lima #143, Lima 2006
  2. «Mystery on Desert». Reiche M., Lima, 1949.
  3. «GIS-based spatial analysis of the Nasca geoglyphs of Palpa» . Lambers, Karsten & Martin Sauerbier, 2009
  4. «3D Nasca’s zoomorphic geogliphs reconstruction» A. Cuno, C. Esperan?a, P. Roma Cavalcanti, 2005
  5. «Caral: geogliphs and concentrated veins of groundwater » By David Johnson, 2005
  6. «Nasca Ceramic Iconography: An Overview» Donald A. Proulx, 2007
  7. «Nasca Puquios and Aqueducts» Donald A. Proulx 1999
  8. «Geogliphs patterns on the pampa Colorado, Peru» David Johnson and Aurelio Rodriguez, 2002
  9. «Geoglyfy u Limy», VESMIR, Aurelio Rodriguez, 2002
  10. «Sun, Moon and Standing Stones» Jon Edwin Wood, 1981
  11. «Наска: великая чертежная доска» Герштейн М., Discovery, №7 2009
  12. «Древняя Америка. Северная и Южная Америка» Ершова Г.Г., 2007
  13. «Ацтеки, майя, инки». Виктор фон Хаген, 2004
  14. «История доколумбовых цивилизаций» Мануэль Галич, 1990
  15. «История Перу с древнейших времен до конца 20 века» — М.: Наука 2000
  16. «Перу. От ранних охотников до империи Инков» Джефри Бушнелл, 2003
  17. «Перу и Боливия задолго до инков» А. Скляров, 2010
  18. «Таинственное послание со всеми неизвестными» А. Жуков, 2006
  19. «Пустыня Наска. Следы иного разума» Алла Белоконь, 2007
  20. «Шаманизм» Мирча Элиаде, 1998
  21. «Растительные галлюциногены» Марлин Добкин де Риос, 1997
  22. «Прелесть тайны» Фурдуй Р.С., 2005.
  23.  http://www.lah.ru/
  24. http://www.nazcamystery.com/
  25. Christiane Clados, Nasca Drawings Collection http://www.famsi.org/research/nasca/index.html
  26. http://www.photogrammetry.ethz.ch/research/peru/
  27. http://www2.htw-dresden.de/~nazca/
  28. Google Earth http://www.panoramio.com/

E-mail: [email protected]

декабрь 2010

Далее — Приложение

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Игорь Алексеев

Исследователь. Генеральный директор ООО "Омбио". Компания занимается исследованием исторически значимых регионов Южной Америки (в частности плато Наска и Пальпа), производством документальных фильмов и сиситематизация собранной во время экспедиций информации.

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: