Несмотря на многочисленные связи, обнаруженные древними греками между греческой и египетской теогониями, еще более поразительные параллели в мифологиях разных народов были отмечены европейскими учеными девятнадцатого века, обратившимися к культуре далекой Индии.
Центральное место в древнеиндийской литературе занимали Веды, священное писание, которые, по индусскому поверью, были написаны «не людьми», а богами в незапамятные времена. В устной форме их завезли в индию арийские переселенцы предположительно во втором тысячелетии до н.э. С течением времени утрачивалось все больше стихов, которых изначально насчитывалось не менее ста тысяч, и около 200 года до н.э. некий мудрец записал оставшиеся стихи, разделив их на четыре части: Ригведу («Веду гимнов»), состоявшую из десяти книг, Самаведу («Веду напевов»), Яджурведу (священные молитвы) и Атхарваведу (заклинания и заговоры).

В связи с длительным существованием в устной форме текстов, записанных лишь через много веков после их появления, санскритская литература не отличается последовательностью и точностью в отношении имен, генеалогии, эпитетов богов — по сути, большинство оригинальных имен и слов были вовсе не арийского происхождения.

они были доарийскими!.. Да и были ли вообще эти арии, ведь гипотеза об их существовании основывается лишь на лингвистическом анализе, результаты которого могут иметь отнюдь не однозначное объяснение…

В самом начале, узнаем мы, существовали только небесные тела — «Первобытные, которые плавали». В небесах произошло возмущение, и «Дракон» был расколот на две части «Летящей Бурей». Эти две части в текстах названы неарийскими именами: Раху, верхняя часть расколотой планеты, вечно странствующая в небесах, жаждя отмщения, и нижняя часть, Кету («Отрезанная»), присоединившаяся к «Первобытным» в их «течении» (по орбите).

очень интересный материал… Только почему именно планеты, а не, скажем, «звездной империи»?.. «странствующая в небесах» — на кораблях; «нижняя» — осталась на планете (планетах) империи…

Потом прошло много веков, и зародилась династия Богов Неба и Земли. Небесный Мар-Иши, господствовавший над ними, от своей супруги Прит-Хиви («Широкой»), олицетворявшей собой землю, имел семь (или десять) детей. Один из них, Каш-Япа («Тот, который на троне»), сделался господином над Дева («Блестящими»), взяв себе титул Дьяус-Питар («Бог-Отец»), — от этого эпитета, несомненно, происходят греческое имя Зевс («Дьяус») и имя римского бога Юпитера («Дьяуспитер»).
Отличаясь плодовитостью, Каш-Япа породил много богов, гигантов и чудовищ от своих жен и наложниц. Наиболее известными и почитаемыми среди них во времена Вед были Адитьи, некоторые из которых были рождены его супругой Адити («Неприкаянной»). Сначала их было семеро: Вишну, Варуна, Митра, Рудра, Пушан, Тваштар и Индра. Потом появился Агни, сын Каш-Япы либо от его жены Адити, либо (согласно другим версиям) от его собственной матери Прит-Хиви. Как и в кругу греческих Олимпийцев, всего Адитьев стало двенадцать. Среди них был Бхага, который впоследствии, по мнению исследователей, превратился в главное божество славянской мифологии — Бога. Последний Адитья, рожденный Адити — хотя неизвестно наверняка, был ли его отцом Каш-Япа, — звался Сурья.
Тваштар («Портной») играл роль мастера, ремесленника богов, изготовляя для них летающие колесницы и волшебное оружие. Из огненного небесного металла он выковал диск для Вишну, трезубец для Рудры, «огненное оружие» для Агни, «грозовую молнию» для Индры и «летающий жезл» для Сурьи… Кроме того, изготовлением божественного оружия занимались и помощники Тваштара; например, Индра получил от них «воздушную сеть», которой во время боя он ловил своих врагов.
В текстах неизменно говорится, что небесные колесницы, или «воздушные повозки», были яркие и лучистые, сделанные из золота или позолоченные. Вимана (небесная колесница) Индры с боков испускала лучи и передвигалась «быстрее мысли», молниеносно переносясь на большие расстояния. У невидимых коней, впряженных в колесницу, были «глаза, как солнце», испускавшие красноватое сияние, а иногда и менявшие цвет. В других текстах говорится, что колесницы богов имели несколько ярусов; они не только могли летать по воздуху, но и опускаться под воду.
В текстах также упоминаются Ашвины («Возницы») — боги, управлявшие небесными колесницами. «Как сокол молодой, быстры», они были «лучшими из возниц, кто взлетает в небеса», управляя колесницей в паре со штурманом. Их летательные аппараты, иногда появлявшиеся в небе группа, были изготовлены из золота, «лучистые и яркие… с сидениями удобными и легким бегом». Они были построены по «тройному» принципу: три яруса, три сиденья. Три опорных шеста, три вращающихся колеса. «У колесницы вашей», — говорится в гимне 22 книги VIII Ригведы, воспевающем Ашвинов, — «тройное сидение и поводья из золота — прославленная повозка, пересекающая небеса и землю». Судя по всему, вращающиеся колеса исполняли различные функции. С помощью одного аппарат поднимался в воздух, другое служило для управления колесницей, а третье — для регулирования скорости: «Одно колесо вашей колесницы вертится быстро; оно уносит ее вдаль».

…боги Вед не заботились о морали и нравственности в вопросах половых отношений. Иногда они не придавали этому особого значения, а иногда наоборот, как, например, когда негодующие Адитьи избрали Рудру («Трехглазого»), чтобы тот убил их отца Дьяуса за то, что он совершил насилие над их сестрой Ушас. Раненый Дьяус спасся, бежав на далекую планету.

…индусские боги впоследствии вмешивались в любовные и военные дела смертных царей и героев. В этих случаях летательные аппараты богов играли даже большую роль, чем божественное оружие. Так, когда один герой тонул, в трех летающих колесницах появились Ашвины, «в нетонущих кораблях, что летают по воздуху», опустились на дно океана, подняли героя из водных глубин и «перенесли его на землю, возле текучего океана».
Существует… легенда, о Яяти, царе, который женился на дочери бога. Когда у них появились дети, счастливый дед подарил царю «лучезарную золотую колесницу, что в мгновение ока могла перенести в любое место». Не теряя времени даром, «Яяти взошел на колесницу и, непобедимый в бою, за шесть ночей завоевал всю землю».
В древнейшие времена боги воевали между собой за более важный трофей: первенство между богами и обладание Землей и ее природные ресурсами. Учитывая количество детей Каш-Япы от разных жен и наложниц, а также отпрысков других богов, конфликт был неминуем. Господству Адитьев в особенности противились Асуры, старшие боги, дети Каш-Япы, рожденные до появления на свет Адитьев. Их имена имеют явно ближневосточное, а не арийское происхождение (их имена сродни именам главных богов Ассирии, Вавилона и Египта — Ашур, Асар, Осирис); в индийской же мифологии эти боги выступают на стороне зла, играя роль «демонов».

четко прослеживается «знакомая песня» — тот, кто победил в какой-то местности (или просто остался хозяином), тот и считается «добром», а противник его — олицетворением «зла»…

Зависть, соперничество и другие причины раскола в конечном счете привели к войне, опустошившей Землю, «прежде рождавшую хлеб без возделывания», и повсюду начался голод.

Боги… для сохранения вечной молодости пили Сому, амброзию, которую на крыльях орла доставляли на землю из Небесной Обители и смешивали с молоком. Боги также ели жареное мясо «телицы» («коровы») — самое желанное жертвоприношение.

в соме явно были какие-то добавки, которые нельзя было воспроизвести просто так из земных источников (растений и продуктов животноводства)…

опять эра Тельца…

кажется, прослеживается параллель между типом государственности и количеством богов и «героев» из их числа. Египет с единоличным управлением — один герой и победитель; Индия с множеством княжеств — масса практически равноправных богов; Китай с иерархией по знаниям — вместо богов «мудрецы»; Шумер с демократической иерархией — совет богов с некоей исполнительной иерархией (единоличное правление Мардука лишь значительно позже!)…

Но настали времена, когда запасы необходимой пищи и питья стали иссякать. О том, что произошло потом, рассказывается в «Сатапата Брахмане»: «Боги и Асуры, дети Отца Богов и смертных, стали воевать за господство. Боги победили Асуров; но после они снова напали на них… Боги и Асуры, дети Отца Богов и смертных, (снова) стали воевать за господство. И в этот раз были побеждены боги. И Асуры думали: «Теперь-то нам одним принадлежит этот мир!» И тогда они сказали: «Давайте же разделим мир между собою; а когда разделим землю, будем кормиться от нее». И вот разделили они землю от запада до востока».
Узнав об этом, побежденные Адитьи пришли просить Асуров дать им часть земной пищи: «Прослышав про это, боги сказали: «Асуры делят землю! Пойдем туда, где Асуры делят землю, потому как что будет с нами, если не достанется и нам часть земли?» Поставив во главе себя Вишну, пошли они к Асурам. Надменные Асуры согласились дать Адитьям столько земли, сколько лежа покроет Вишну своим телом… Но боги решили перехитрить Асуров и поместили Вишну в «огражденное место», которое «могло двигаться в трех направлениях», таким образом заполучив три из четырех регионов земли.
Тогда обманутые Асуры напали на богов с юга, и боги обратились за советом к Агни — «как навсегда победить им Асуров». Агни предложил им напасть на Асуров с тыла: пока боги будут атаковать их с трех сторон, «я обойду их с севера, а вы их вытесните отсюда; а когда закроете путь им, мы победим их». Победив таким образом Асуров, рассказывает далее «Сатапата Брахмана», «боги задумались, как им пополнить запасы», поэтому во многих древних индийских источниках описываются войны за телицу и пополнение запасов напитка Сома.
Сражения велись как на земле, так и в воздухе, и даже в морских глубинах. Асуры, как говорится в «Махабхарате», построили себе три железных крепости в небе, откуда они атаковали три региона земли. Одни их соратники, воюя с богами, могли становиться невидимыми и сражаться невидимым оружием. Другие же нападали на богов из подводного города, отнятого у последних Асурами.
В этих битвах особенно прославился своими подвигами Индра («Ураган»). На земле он уничтожил девяносто девять оплотов Асуров, убив несметное множество их воинов. А в небе он сражался на летающей колеснице с самими Асурами, прятавшимися в своих «заоблачных крепостях». В гимнах Ригведы перечисляются группы богов, а также отдельные боги, побежденные Индрой…
Победив врагов богов в поединках и битвах и заставив их «на погибель бежать», Индра решил отвоевать корову. «Демоны» спрятали ее в горной пещере, охраняемой Валой («Окружающим»). Индра с помощью Ангирасов, молодых богов, которые могли испускать божественное пламя, приступом взял укрытие и освободил телицу. Некоторые ученые, такие как Дж.Герберт («Индийская миология») склоняются к мнению, что Индра освободил или вернул богам не корову, а Божественный Луч, поскольку санскритское слово «го» сочетало в себе оба этих значения.

любопытно… Почему такое странное сочетание?..

Когда начались эти войны богов, Адитьи прозвали Агни («Проворный») Хотри, своим «Начальником». Впоследствии же — на основании некоторых текстов можно предположить, что эти войны продолжались более тысячи лет — армию богов возглавил Вишну («Деятельный»). Но когда борьба завершилась, о первенстве своем перед другими богами заявил Индра, так много сделавший для победы в этой войне. Как и в греческой «Теогонии», первым шагом Индры на пути к власти стало убийство собственного отца. В Ригведе (кн. IV: 18,12) Индре задается риторический вопрос: «Индра, кто сделал мать твою вдовой?» И тут же, также в форме вопроса, следует ответ: «Кто из богов был там, когда ты убивал отца своего, схватив его за пяту?» За это преступление боги запретили Индре пить Сому, тем самым поставив под угрозу его бессмертие. Они «вознеслись на небеса», оставив Индре освобожденную им телицу. Но он «взлетел над ними с поднятым оружием Грома». В страхе боги закричали: «Не надо!» — и согласились еще раз дать Индре отведать божественной пищи.

а если попробовать провести параллели между Индрой и Сетом; Тваштаром и Хором (Гором)?.. И учесть при этом, что в результате всех свар Египет остался за Гором, а Индия за Сетом (т.е. Индрой)… Вроде все сходится (кроме небольшого расхождения в генеалогии, — надо уточнить)…

Индра стал господином над богами, однако у него появился соперник — Тваштар, в Гимнах называемый «Перворожденным», что объясняет его притязания на наследование божественного трона. Индра быстро поразил его Оружием Грома, которое изготовил для него сам Тваштар. Но тут в бой вступил Вритра («Преграждающий»), который, согласно некоторым текстам, бал первенцем Тваштара, однако некоторые исследователи полагают, что это был искусственный монстр, потому что он невероятно быстро вырос до огромных размеров. Сначала Индра проиграл бой и был вынужден бежать на край света.

«поразил» не тождественно «убил», — это надо учесть…

Когда все боги отвернулись от него, на его стороне остались лишь Маруты. У этих богов (их было двадцать один) были самые быстрые летающие колесницы, они «громогласно ревели, ветрам подобно, что скалы тряслись и дрожали», когда поднимались вверх»… Заручившись поддержкой Марутов, Индра вновь вызвал Вритру на бой…
«И вида не было ужасней, когда сошлись на битву бог и демон. Метал снаряды Вритра острые свои, разил он жгучей молнией и громом, которые дождем лились. Но бог с усмешкой гнев его встречал; и сколько в Индру он орудий ни пускал, они затупившись, прочь отлетали»
Когда у Вритры кончились огненные снаряды, Индра напал на обидчика… молнии, выпущенные Индрой, «изготовленные Тваштара рукой искусной» из божественного железа, представляли собой сложные, ослепляющие снаряды… Управляемые снаряды без промаха попадали в цель. «И вскоре Вритры жуткую судьбу гул и лязг провозвестили Железного дождя, что пролил Индра. Пронзенный, сломленный, с ужасным воплем наземь рухнул демон гибнущий со стен своей заоблачной твердыни». Упав с вышины, «как стволы деревьев, подрубленные топором», Вритра неподвижно распростерся на земле, но и «не чуя рук и ног, бросал он вызов Индре». Тогда Индра нанес ему последний удар, «ударом грома меж плеч его сразив».

надо бы посмотреть детей Гора…

Индра одержал полную победу, но судьба распорядилась так, что лавры победителя достались не ему одному. Когда он заявил о своих правах на трон своего отца, Каш-Япы, вновь всплыли прежние сомнения относительно его происхождения… В Ведах только частично приподнимается покров тайны. Однако в текстах говорится, что Индра, великий бог, правил не один: ему пришлось делить власть со своими братьями, Агни и Сурьей, — как Зевс разделил владения отца с братьями Гадесом и Посейдоном.

кстати, надо попытаться проследить и судьбу родителей Сета… Это в свете уже разборок Мардука со своей матерью…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: