Особый интерес вызывает вопрос о том, была ли у тиауанакцев письменность. Инки к приходу испанских конкистадоров ее не имели, что дало европейским колонизаторам лишний повод говорить о дикости местных народов. Однако в дальнейшем выяснилось, что еще в глубокой древности в Перу существовало своеобразное рисуночное письмо. Следы этой древней письменности сохранились в Андах вокруг озера Титикака доисторических времен. Ее первое основательное исследование проделал Ибарра Грассо, но и прежде некоторые авторы упоминали об этом своеобразном рисуночном письме. Ибарра Грассо опубликовал богатый материал об этой письменности, собранный в послеколумбово время среди племен аймара и кечуа. Доказывая ее неевропейское происхождение, он приводит параллель с письменностью куна, а также дает образец андского бустрофедонного письма.
На каменной плитке из андской области стоят в два ряда идеограммы, причем второй ряд продолжает первый согласно системе бустрофедон, и к тому же знаки изображены вверх ногами, как на пасхальских дощечках. В отличие от письменности куна, но подобно письменности Пасхи в этой разновидности андского письма текст начинается внизу слева.
О существовавшей некогда в Перу письменности свидетельствуют и предания инков. Некоторые из этих преданий успели записать испанские хронисты. Вот одно из них:
“Амаута, которым события тех времен известны из старинных преданий, передававшихся из уст в уста, рассказывают, что, когда у власти находился сей правитель (Синчи Коске Пачакути I), существовали буквы, и сведущие в них люди, именуемые амаута, учили других читать и писать. Главной наукой была астрология… Эта письменность была утрачена перуанцами в связи с одним событием, которое произошло во времена Пачакути VI…”
Далее отмечается, что в правление Титу Юпанки Пачакути V, после которого сменилось еще двадцать восемь правителей, до того как власть взял первый Инка, из внутренних областей страны пришли огромные армии свирепых воинов, и народ Перу вынужден был вести “жестокие войны, в ходе которых была утрачена существовавшая до той поры письменность… Кончилось монархическое управление в Перу. Монархия оправилась только через четыреста лет, а знание письмен было утрачено”.
Однако, если верить тем же преданиям, инкам на первых порах удалось возродить эту письменность. Испанский конкистадор Сармьенто де Гамбоа, опросив сорок два ученых инкских историка, услышал, что они почерпнули свои знания о “делах” и “преданиях” предков из записей на дощечках, передававшихся из поколения в поколение. Сармьенто де Гамбоа пишет о Пачакути Инге Юпанки, девятом Инке: “И, ознакомившись с важнейшими из старых преданий, он велел их записать все по порядку на больших досках и поместил эти доски в просторном зале в доме солнца, где названные доски, украшенные золотом, выполняли роль наших библиотек. И он назначил ученых людей, которые понимали их и умели читать. И никто не должен был входить в это помещение, кроме самого Инги или историков, получивших на то разрешение Инги”.
В самом же Тиауанако действительно обнаружены странные символы, которые вполне могли играть роль древнейших иероглифов. Однако попытки расшифровать их пока ни к чему не привели, что, вероятно, связано с особым, неизвестным ученым языком, на котором говорили строители этого удивительного города.
Особый интерес вызывает также существовавшая у инков своеобразная система счета, доставшаяся им, возможно, от весьма высокоразвитой цивилизации. На эту мысль невольно наводит тот факт, что к подобной же системе счета современная цивилизация пришла лишь с возникновением кибернетики. Ученый Дж. Хокинс пишет: “Инки пользовались компьютером. Мы не знаем, как он работал и как производились расчеты. Не знаем мы ничего и о том, что они считали. Это счетное устройство представляло собой коробку, разделенную перегородками на двадцать ячеек, расположенных четырьмя рядами по пять ячеек в каждом. В ячейки клались камешки – белые или черные. Ячейка считалась полной, когда камешков в ней накапливалось пять. Священник Хосе де Акоста видел, как инки пользовались этим приспособление, сходным с абакой, и сделал с него рисунок. Но это было в 1950 г.[?], и он не сумел разобраться в системе счета. Археологам не удалось отыскать ни одного из этих двадцатипозиционных запоминающих устройств. Может быть, их уничтожили как бесполезные, как носителей языческой магии?”
На Вратах Солнца рядом с центральной антропоморфной фигурой можно увидеть головы людей с оттянутыми мочками ушей. Мы не знаем, кого изображают эти люди, зато известно, что обычай удлинять уши существовал у особой касты инкских жрецов, считавшихся хранителями календаря.
Возможность существования у древних обитателей Тиауанако письменности иллюстрирует сохранившаяся в этом городе статуя, изображающая человека с… книгами в руках. Во всяком случае, невозможно найти иную, более подходящую интерпретацию этим предметам. Причем они весьма похожи на старинные европейские книги с металлическими застежками. Не случайно испанские конкистадоры, впервые увидев одну из таких статуй, посчитали, что она изображает святого Фому с требником в руке.
Некоторые современные исследователи утверждают, что Анды пронизаны громадными туннелями, построенными древней расой белых людей: 420 километров подземной магистрали протянулись в северо-западном направлении от Куско к Лиме. Затем она поворачивает на юг, в нынешнюю Боливию, и идет на 1600 километров в этом направлении, заканчиваясь в гибельной соляной пустыне Атакама на севере Чили.
Следует упомянуть также о тайне самых древних в мире мумий, обнаруженных в находящейся на границе с Перу пустыне Атакама, вблизи чилийского города Арика. Лабораторные исследования американских ученых свидетельствуют, что возраст некоторых мумий около 10 тысяч лет, а это значит, что более чем за 4 тысячи лет до того, как в Древнем Египте начали строить пирамиды, в пустыне Атакама индейцы культуры чинчорро уже мумифицировали трупы умерших.
Еще одна загадка: обширные генетические исследования установили отсутствие какого-либо родства между древними обитателями Атакамы и последующими индейскими цивилизациями в Андах. Комментируя это обстоятельство, директор антропологического музея Арики Марио Ривера заявил: “Похоже, что они просто исчезли с лица земли”.
Пума-Пунку – один из самых загадочных комплексов сооружений в Тиауанако, который, как считает Эрик фон Деникен, был когда-то земной базой инопланетян. Здесь обнаружены образцы странной технологии, словно созданные в ином, неземном мире. Каменные блоки, из которых построены здания Пума-Пунку, вырезаны с удивительной лазерной точностью. Их можно было соединять друг с другом, как детали мозаики.
На одном из блоков Пума-Пунку мы видим идеальную канавку. Для гравировки такой канавки на камне сегодня пришлось бы прибегнуть к алмазным инструментам, то есть к технологии, которая была разработана лишь относительно недавно.
Ученые отмечают, что кто бы ни были строители Тиауанако, Нои придумали гениальный метод соединения между собой огромных каменных блоков, которые использовались при строительстве. На грани двух блоков вырезалась канавка, в которую заливали расплавленный металл. Когда он застывал, то превращался в соединительную скобу. Как отмечают специалисты, для таких операций необходим был портативный плавильный заводик.
Отсутствие цементного раствора скептики могут воспринять как признак примитивности строительного искусства. Однако вот любопытный факт, свидетельствующий об обратном. Совсем недавно в Англии начали строить дома из бетонных блоков “сухим способом”, то есть без цементного раствора. На верхней плоскости каждого бетонного блока теперь делается углубление в форме ласточкина хвоста, а на нижней плоскости – выступы соответствующих размеров и формы. Когда один блок кладут на другой, его уже не сдвинешь в сторону. Кроме того, у здания, построенного по-новому, прекрасный вид – чрезвычайно тонкие швы и почти притертые поверхности делают его стены ровными и монолитными. Стены из таких блоков очень прочны, долговечны. Тот еле заметный шов, который все же существует между блоками, просто закрашивается уплотняющей или водоотталкивающей краской.
Следы высокой древней технологии можно обнаружить и в музее боливийского города Кочабамба, где экспонируются осколки гранитной скалы с отпечатками… человеческих ладоней и стоп. Подобные находки были обнаружены и на большом гранитном валуне неподалеку от французского города Лансливиллор. Здесь насчитали около 50 отпечатков человеческих стоп. Глубина каждого из них достигает 2 сантиметров, а длина – от 15 до 25 сантиметров. Такие же загадочные следы найдены и на скалах возле Пуар-сюр-Ви во Франции и Суз в Италии, а также и в некоторых других местах Европы. Невольно приходишь к выводу, что в древности могли размягчать гранит до состояния цементного раствора! Однако подобной технологией не обладает и современная цивилизация, тем более непонятно, кто мог владеть ею тысячи лет назад
нужно не просто размягчать гранит, – нужно делать это и без повышения температуры! Ведь рукой или босой ногой не будешь давить на гранит, доведенный до пластического состояния нагревом (никак не менее 1000оС)…
Южнее Тиауанако на склоне горы можно увидеть высеченный в гранитных скалах фантастический “карьер”. Он состоит из удивительных прямоугольных гротов, комнат и переходов. Здесь можно насчитать сотни каменных коридоров и помещений со стенами, отшлифованными до зеркального блеска, а ребра этих стен остры, словно лезвие ножа. Но особенно поражают не поддающиеся никакому логическому объяснению “ступени”, которые идут снизу вверх в перевернутом виде, как будто тот, кто их сделал, собирался взобраться на потолок и ходить по нему вверх ногами. Происхождение этого удивительного творения из гранита неизвестно, но о его глубокой древности ясно говорит хотя бы тот факт, что память о его создателях не сохранилась даже в местных преданиях и легендах.
Невозможно логически объяснить и назначение всех этих высеченных в граните помещений. Особенно трудно понять. Почему для их создания не был выбран более мягкий материал. Фантастичность этого высеченного в скалах сооружения невольно наводит на столь же фантастичное предположение о его предназначении. Так, некоторые исследователи полагают, что оно могло служить противоатомным бомбоубежищем. На эту же мысль наводит и расположенная неподалеку древняя крепость Саксахуаман, стены которой носят следы воздействия такой высокой температуры, что достичь ее можно лишь при взрыве атомной бомбы.
Если автор имеет в виду некоторую “оплывчатость” блоков Саксайуамана, то ее вряд ли можно свести к воздействию ядерного взрыва – блоки бы “наплывали” бы и друг на друга, но этого нет…
…актуальным представляется тот факт, что своеобразная архитектура Тиауанако имеет соответствующие аналогии в архитектуре Древнего Египта. Здесь также, как и на берегах Титикаки, много тысяч лет назад возводили здания из многотонных блоков, которые скрепляли без раствора при помощи Г-образной конструкции и металлических скоб.
где в Египте металлические скобы?..
Согласно древнеегипетским легендам, зачинатель цивилизации в долине Нила бог мудрости Тот прибыл в эти края из какой-то страны, расположенной далеко на Западе. На родине Тота, по утверждению древних египтян, было большое озеро, окруженное высокими горами. Тот и другие боги жили там счастливо, однако какая-то страшная катастрофа заставила их покинуть родные места. Прежде чем они добрались до Египта, им пришлось преодолеть значительные водные преграды. Легенды указывают также, что боги явились в Египет посте потопа. Все это дает основание предположить. Что родиной Тота мог быть Тиауанако. Не случайно, древнеегипетские папирусные лодки весьма похожи на те. Что и сейчас можно встретить на озере Титикака. Этому интересному факту особое значение придает известный ученый и путешественник Тур Хейердал. Он полагает, что речь здесь может идти о заимствовании. Вопрос только в том, кто у кого заимствовал идею таких лодок – египтяне у тиауанакцев или же наоборот.
Когда в XIV веке европейцы открыли Канарский архипелаг, они обнаружили там людей неоднородного этнического состава, называемыми гуанчами. Одни островитяне были темнокожие, малорослые, негроидного типа; другие – рослые, двухметровые, атлетически сложенные гиганты, обладавшие белой кожей, голубыми глазами и светлыми волосами. На одной из европейских акварелей XVI века изображены шесть светлокожих и желтоволосых гуанчей. У одних косматая борода, у других – острая, аккуратная; длинные желтые волосы свешиваются на спину.
…оказалось, что гуанчи не знали абсолютно никаких средств передвижения по морю: ни кораблей, ни лодок, ни плотов, и даже плавать умели далеко не на всех островах архипелага. Во всяком случае, так утверждали некоторые испанские летописцы. В то же время на островах в изобилии водились овцы, козы, собаки и свиньи, как домашние, так и одичавшие – но никак не дикие! Как же на Канарах оказались люди и домашние животные, если сами гуанчи не знали мореходства?..
Испанский хронист зафиксировал слова одного из последних гуанчей: “Отцы наши говорили, что бог, поселив нас на этом острове, потом забыл о нас. Но однажды он вернется вместе с Солнцем, которому он повелел рождаться каждое утро и которое нас породило”. Из этих слов видно, что гуанчи считали себя пришельцами на Канарах и что они были солнцепоклонниками, как египтяне или перуанцы. У гуанчей существовал странный и чуждый для европейского Средневековья обычай – мумифицирование трупов умерших. Исследователи обнаружили удивительное сходство способов мумификации трупов у гуанчей и древних египтян. Оказалось также, что эти способы близки и способам мумификации умерших в древнем Перу. Но особенно поразил ученых следующий факт.
В 1806 году Александр фон Гумбольдт сообщал в письмах с Канарских островов, что им обнаружено множество мумий гуанчей, начиненных ароматными травами. Среди трав ученый распознал chenopodium ambroziodes. А Поль Маркой, путешествовавший по Южной Америке в середине прошлого века, нашел близ озера Титикака те же самые растения в мумиях древних перуанцев…
На Канарском архипелаге, население которого находилось на стадии “среднего палеолита”, исследователи обнаружили в наскальных изображениях следы письменности. Больше всего наскальных рисунков и надписей оказалось на самом западном (то есть самом близком к Америке) из Канарских островов Йеро.
Некоторые исследователи сравнивали Канарские письмена с финикийским, нумидийским и даже с критским письмом. В целом же Канарские надписи по своим начертаниям напоминают западносахарские. По мнению французского этнографа Федэбра, горизонтальные строчки Канарских наскальных знаков похожи на древнеливийские письмена, ставшие основой тифинага – письма современных туарегов Сахары.
…интересное открытие сделали в горах Акакуса, что в той же Сахаре, итальянские археологи. Из слоя, изобиловавшего остатками предметов древности – камнями, костями и керамическими изделиями, – на свет извлекли завернутую в звериные шкуры высушенную мумию ребенка без внутренностей.
Эти останки сохранились достаточно хорошо и могли быть использованы для сравнительных антропологических исследований. Здесь же были обнаружены и другие костные останки. Таким образом, в горах доисторического Акакуса, в районе уэда Тешимат оказался настоящий доисторический некрополь Сахары. Самым распространенным способом захоронения в нем была, по-видимому, мумификация трупов, почти идентичная способу, практиковавшемуся у египтян.
Однако, согласно датировке, не вызывающей ныне сомнений, найденные в Акакусе останки ребенка восходят к гораздо более ранней эпохе, чем первые династии фараонов. При этом удалось установить, что ребенок имел негроидные черты и ему в момент смерти было примерно 30 месяцев.
Древнейшие наскальные рисунки в Сахаре относятся к VII или VI тысячелетию до нашей эры и, судя по ним, население там было бесспорно негроидным. И лишь начиная примерно с IV тысячелетия до нашей эры, появляются новые поселенцы, сильно отличающиеся от коренных жителей Сахары. Эти пришельцы – скотоводы. Об их происхождении можно говорить довольно уверенно. А. Лот отметил среди наскальных изображений весьма характерные египетские лодки. Очевидно, эти люди вступали прежде во взаимоотношения с египетской цивилизацией и, следовательно, пришли с Востока. Их живопись отличается абсолютно новым стилем: исчезли схематизм и символизм, люди и животные теперь как бы взяты прямо из жизни; их движения и формы свидетельствуют о бесспорной наблюдательности художника.
С гуанчами еще связано много загадок. Так, у них была каста жрецов, носивших одежды и головные уборы, подобные вавилонским. Бальзамированных мертвецов гуанчи хоронили в куполообразных гробницах, как греки в Микенах. А совсем недавно на Канарских островах были открыты ступенчатые пирамиды, весьма похожие на те, что строили древние обитатели американского континента.
В последнее время стало меняться сложившееся веками представление о гаунчах как о весьма примитивном народе. Этому во многом помогла случайно обнаруженная в одной из библиотек Испании рукопись Леонардо Торриани – незаслуженно забытого хрониста XVI века.
Из этой рукописи следует, что гаунчи на самом деле владели техникой мореплавания, хотя, правда, и не строили больших кораблей для дальних морских путешествий. Они обладали высокой техникой обработки вулканического стекла, которой восхищались европейцы. Но самое главное – гуанчи сооружали гигантские мегалитические постройки, которые уже сами по себе заставляют в очередной раз задуматься над истоками их необыкновенной культуры.
о каких мегалитических постройках речь?..
Добавить комментарий